357 осознанно и действуют неявно . Изучение особенностей развития ментальностей в школе «Анналов» тесно связывается с проблемой исторического времени, диахронией и синхронией и выяснением их возможного единства. Диахроническое измерение ментальностей предполагает изучение соотношения предшествующих той или иной исторической эпохе или культуре социально-психологических установок с современными, распространенными в ней. При синхронистическом измерении изучается взаимодействие различных ментальностей в рамках одной культуры. В методологии анналисты опирались, главным образом, на методы структурализма и герменевтики. Средством постижения характера и функций ментальностей стал анализ знаковых систем. Методологическое значение здесь получила проблема интерпретации, расшифровки исторических документов и памятников. Культура в данном рассмотрении была истолкована как система человеческих ориентации, как реальное содержание сознания людей определенной исторической эпохи. Однако само содержание культурно-исторического опыта исследовалось анналистами фрагментарно и было, по сути, сведено к ментальным особенностям общественной жизни. Большую роль в развитии направления «исторической антропологии» в России сыграли работы А.Я. Гуревича и его школы. Эти исследования стремятся дать системное изложение, раскрыть социальные структуры и не «упустить из виду» человека. Прежде всего в них подвергается переосмыслению марксистская объяснительная схема «базис-надстройка», описывающая взаимодействие материальных и духовных факторов исторического процесса. «Поведение людей, пишет Гуревич, детерминируется не одними лишь материальными отношениями и объективной реальностью в огромной степени на него налагает неизгладимый отпечаток тот способ понимания этой действительности, который присущ их культуре, их субъективное восприятие мира, каковое само делается неотъемлемым компонентом и фактором исторического процесса. Стимулы, исходящие из социального и природного мира, станоСм.: Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С.102. |
29 В исследованиях представителей французской исторической школы «Анналов»: Л. Февра, М. Блока, Же Ле Гоффа, Ф. Броделя рассматриваются проблемы ментальности. Под ментальностью понимаются те социальнопсихологические установки, которые сознанием не отрефлектированы, а значит, не представлены в сколько-нибудь систематизированном виде. Исследование ментальностей помогает выявить те «образы чувств, мыслей и действий» человека, которые предлагаются ему культурой, усваиваются неосознанно и действуют неявно [см.: 277; с. 102]. Р1зучение особенностей развития ментальностей в школе «Анналов» тесно связывается с проблемой исторического времени, диахронией и синхронией и выяснением их возможного единства. Диахроническое измерение ментальностей предполагает изучение соотношения предшествующих той или иной исторической эпохе или культуре социально-психологических установок с современными, распространенными в ней. При синхронистическом измерении изучается взаимодействие различных ментальностей в рамках одной культуры [см.: 26; с. 18-19]. В методологии анналисты опирались, главным образом, на методы структурализма и герменевтики. Средством постижения характера и функций ментальностей стал анализ знаковых систем. Методологическое значение здесь получила проблема интерпретации, расшифровки исторических документов и памятников. Культура в данном рассмотрении была истолкована как система человеческих ориентации, как реальное содержание сознания людей определенной исторической эпохи. Однако само содержание культурноисторического опыта исследовалось анналистами фрагментарно и было, по сути, сведено к ментальным особенностям общественной жизни. Большую роль в развитии направления «исторической антропологии» в России сыграли работы А. Я. Гуревича и его школы. Эти исследования стремятся дать системное изложение, раскрыть социальные структуры и не «упустить из виду» человека. Прежде всего и в них подвергается факторов переосмыслению марксистская объяснительная схема «базис-надстройка», описывающая взаимодействие материальных духовных 30 исторического процесса. «Поведение людей, пишет Гуревич, детерминируется не одними лишь материальными отношениями и объективной реальностью в огромной степени на него налагает неизгладимый отпечаток тот способ понимания этой действительности, который присущ их культуре, их субъективное восприятие мира, каковое само делается неотъемлемым факторами [66; с. 73]. компонентом и фактором исторического процесса. Стимулы, исходящие из социального и природного мира, становятся действенными преломившись в сознании людей, затронув их мысли и чувства» человеческого поведения, лишь пройдя через человеческую ментальность, Гуревич отказывается от определения того, какая сторона жизни общества материальная или духовная играет решающую роль, акцентируя внимание на взаимосвязи, взаимодействии: «... явления разного порядка вступают в процессе общественной практики в самые разнообразные и каждый раз по своему структурирующиеся констелляции» [67; с. 248]. Взаимодействие материального и духовного фиксируется, согласно Гуревичу, в определенных конструктах исторического опыта сознания. Историческое сознание общества рассматривается им как «ядро» социальной жизни, как «звено», опосредующее воздействие материальных и духовных факторов на социальное поведение, как «среда», в которой «выплавляются» культурспецифические реакции людей на стимулы их поведения [см.: 67; с. 68]. Таким образом, в историческом познании Гуревичем предлагается осуществление синтеза формационного и культурологического (цивилизационного) подходов на основе расширенного истолкования категории «социальное», имеющей, по его мнению, не только определенное экономическое, но и культурспецифическое наполнение. Большой интерес для изучения проблемы ментальностей представляют труды мыслителей психоаналитического направления, в частности работы К. Г. Юнга. Шл. отмечается удивительная «живучесть» некоторых моделей восприятия, мышления и действия. Эти универсальные модели, получившие в его учении название архетипов, сформировались в то время, когда мышление не было отчленено от эмоций, чувств, инстинктов. Архетипом является |