36 же атеистам для решения проблем, связанных с Богом (его всемогуществом, добротой и т.д.). Дао, Кармой и другими. Более значительными, хотя и в разной степени, оказались научные достижения в познании остальных миров. В гораздо меньшей степени, однако, изучены связи между ними. Между тем многое в современном понимании этих миров определяется именно такими связями. Например, сегодня на первый план вышли проблемы экологии, относящиеся к связям и взаимодействиям человеческого общества, природы и искусственных материальных систем. По мнению ведущих экологов, «упадок культуры целых народов был в значительной степени определен нарушением природных условий существования в результате неумеренной и неправильной эксплуатации природных ресурсов» . Глобальный характер таких проблем и кризисы, возникающие в результате их нерешенности, привели человечество на грань катастрофы. Изменение этой критической ситуации является одной из важнейших задач современной науки. Наконец, и сама наука становится предметом научного исследования. Ее изучают науковедение, история науки, социология и этика науки, экономика науки и теория управления наукой, логика и философия науки. Возвращаясь к вопросу о дефиниции философии науки, следует обратить внимание на следующий момент. В течение довольно продолжительного времени эта исследовательская область концетрировала свое внимание на проблемах преимущественно логико-методологического характера. К примеру, деятельность хорошо известного Венского кружка была посвящена анализу знаковой структуры науки, выражающей знание. Программа анализа языка науки, где основным требованием, предъявляемым к языку, стала его унификация, то есть построение единого языка науки при помощи символической логики с опорой на язык физики, становилась, таким образом, доминирующей. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. М., 2002. С.115. |
18 сической науки, так или иначе осмысливая отдельные факты ее истории. Это позволяет говорить о своего рода преемственности, если не во взглядах на то, как должно расценивать науку, то, по крайней мере, в понимании того предметного поля, к которому обращаются исследователи. Возвращаясь к вопросу о дефиниции философии науки, следует обратить внимание вот еще на какой момент. В течение довольно продолжительного времени эта исследовательская область центрировалась на проблемах преимущественно логико-методологического характера. К примеру, деятельность хорошо известного Венского кружка была посвящена анализу знаковой структуры науки, выражающей знание. Программа анализа языка науки, где основным требованием, предъявляемым к языку, стала его унификация, то есть построение единого языка науки при помощи символической логики с опорой на язык физики, становилась, таким образом, доминирующей. Глава Венского кружка, Мориц Шлик, утверждает, в частности, что предшествующая философия никогда и не доходила, по сути, до постановки "подлинных" проблем, в числе которых он предполагает, в первую очередь, выработку и должное применение метода по реконструированию науки как системы познавательных предложений, то есть истинных утверждений опыта. Все двусмысленные, не прошедшие процедуру верификации и обладающие в силу этого лишь гипотетической истинностью утверждения, должны быть элиминированы из науки и объявлены псевдонаучными. "Не существует,полагает в связи с этим Шлик-, других способов проверки и подтверждения истин, кроме наблюдения и эмпирической науки"'. Стремление любой ценой отмежеваться от традиционной философской проблематики, неприятие "метафизики" в любом ее проявлении породило, таким образом, представление о науке как о жестко нормативной системе, унифицированном исследовании, предполагающем прояснение ' Шлик М. Поворот в философии // Хрестоматия по философии. М., 1997. С. 135. |