Проверяемый текст
Фахрутдинова Амина Зиевна, Типы и модели рациональности в методологических основаниях социального познания и управления (Диссертация 2002)
[стр. 400]

400 смогла искоренить ни теории архетипа, ни циклических и астральных теорий, благодаря которым история была оправдана, а страдания, вызванные ее явлением, приобретали эсхатологический смысл)»'.
В соответствии с мессианской или иудаистско-христианско мусульманской концепцией времени история представляется как линейный процесс со строго фиксированным началом и концом.
В ней будущее рассматривается в виде прихода Мессии, установления «царства божьего», наступления «конца света», «страшного суда».
Возникновение новой религиозной концепции времени обусловлено множеством факторов.
В числе важнейших из них разрушение архаичного замкнутого космоса, неотъемлемым элементом которого было и представление о циклическом времени.
Линейная концепция времени впервые описана в виде развернутой теологической системы Св.
Августином.
Используя логику Элиаде, можно сказать, что концепция линейного времени также служила защитой от истории, понимаемой как совокупность случайных, лишенных всякого смысла и подчас катастрофических для человека событий.
М.
Бубер, говоря о «построении замкнутого дома бытия», спасающего человека средневековья от ужаса бесконечности и хаоса, описывает, по сути дела, тот же механизм защиты от истории.
«Снова замкнутый в себе мир, снова дом, в котором человек может жить, пишет он.
Этот мир еще более конечен, чем мир Аристотеля, ибо и здесь конечное время включено в его образ со всей серьезностью то самое ветхозаветное конечное время, которое стало теперь христианским.
Схема этого образа мира крест, вертикальная перекладина которого есть конечное пространство от небес до преисподней, и проходит она посреди человеческого сердца; поперечная же перекладина являет собой конечное время от сотворения мира до последнего его дня, причем центр этого времени — смерть Христова,
всепокрывающая и всеискупительная, приходится на самое средоточие пространства сердце бедного грешника» .
' Элиаде М.
Космос и история.
М., 1987.
С.
129.
^ Бубер М.
Два образа веры.
М., 1995.
С.
167.
[стр. 261]

эта традиционная концепция защиты от истории,— пишет М.
Элиаде,— этот способ выносить исторические события продолжал доминировать в мире вплоть до эпохи, очень близкой к нашим дням, и что он и сегодня еще продолжает утешать аграрные (традиционные) европейские общества, упрямо удерживающиеся в безысторической позиции и поэтому являющиеся мишенью яростных атак всех революционных идеологий.
Христианизация европейских народных слоев не смогла искоренить ни теории архетипа, ни циклических и астральных теорий (благодаря которым история была оправдана, а страдания, вызванные ее давлением, приобретали эсхатологический смысл)»' .
В соответствии с мессианской или иудаистско-христианско-мусульманской концепцией времени история представляется как линейный процесс со строго фиксированным началом и концом.
В ней будущее рассматривается в виде прихода Мессии, установления «царства божьего», наступления «конца света», «страшного суда».
Возникновение новой религиозной концепции времени обусловлено множеством факторов.
В числе важнейших из н и х — разрушение архаичного «замкнутого космоса», неотъемлемым элементом которого было и представление о циклическом времени.
Линейная концепция времени впервые описана в виде развернутой теологической системы Св.
Августином.
Используя логику Элиаде, можно сказать, что концепция линейного времени также служила защитой от истории, понимаемой как совокупность случайных, лишенных всякого смысла и подчас катастрофических для человека событий.
М.
Бубер, говоря о «построении замкнутого дома бытия», спасающего человека средневековья от ужаса бесконечности и хаоса, описывает, по сути дела, тот же механизм защиты от истории.
«Снова замкнутый в себе мир, снова дом, в котором человек может жить,— пишет он.— Этот мир еще более конечен, чем мир Аристотеля, ибо и здесь конечное время включено в его образ со всей серьезностью — то самое ветхозаветное конечное время, которое стало теперь христианским.
Схема этого образа мира— крест, вертикальная перекладина которого есть конечное пространство от небес до преисподней, и проходит она посреди человеческого сердца; поперечная же перекладина являет собой конечное время от сотворения мира до последнего его дня, причем центр этого времени— смерть Христова, '
Элиаде М.
Космос и история.— М.: Прогресс, 1987.— С.
129.
261

[Back]