401 В тесной связи с религиозными представлениями о будущем возникают его утопические и философско-исторические интерпретации. Утопические представления подчиняются иной логике, нежели рассмотренные религиозные концепции времени. В них будущее является функцией человеческих желаний, воли и деятельности, а не результатом действия сверхъестественных или естественных независимых от человека сил. Так, К. Мангейм определяет утопию как «трансцендентную по отношению к реальности ориентацию, которая, преобразуясь в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей»'. Утопическая традиция разнообразна: она включает мотивы Ветхого и Нового завета, теории Платона, Морриса, Мора, Оруэлла, Богданова, Платонова, Кафки, фантастические путешествия XVII-XVIII вв., фурьеристские коммуны в Риме XIX в., причудливые фантазии современной феминистической утопии Ренессанса и современной Франции и многое другое. Утопическое сознание достигает своего расцвета в Новое время в эпоху веры человека в свои силы и разум. Мангейм фиксирует несколько форм утопического сознания в это время: оргиастический хилиазм анабаптистов (Т. Мюнцер), либерально-гуманистическая идея (Гердер, Кондорсе, Лессинг, Бенгель), консервативная идея (Гегель, Савиньи, Шталь), социалистическо-коммунистическая утопия . Очевидна связь утопизма, с одной стороны, и политического реформизма и социального проектирования, с другой. Созидательность, демиургичность утопии отмечают многие исследователи . Так, Х.А. Маравалль в работе «Утопия и реформизм» определяет утопию как «рационально сконструированную общественно-политическую модель, призванную воздействовать на современное ей общество» . Очевидно, что философско-исторические концепции будущего находятся в неразрывной связи с утопическими и религиозными версиями. Зачас Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С.113. ^ Там же. Маравалль X. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление. М., 1991, " Там же. С.222. * |
всепокрывающая и всеискупительная, приходит на самое средоточие пространства — сердце бедного грешника»'. В тесной связи с религиозными представлениями о будущем возникают его утопические и философско-исторические интерпретации. Утопические представления подчиняются иной логике, нежели рассмотренные религиозные концепции времени. В них будущее является функцией человеческих желаний, воли и деятельности, а не результатом действия сверхъестественных или естественных независимых от человека сил. Так, К. Мангейм определяет утопию как «трансцендентную по отношению к реальности ориентацию, которая, преобразуясь в действие, частично или полностью взрывает существующий в данный момент порядок вещей»^. Утопическая традиция разнообразна: она включает в себя мотивы Ветхого и Нового завета, теории Платона, Морриса, Мора, Оруэлла, Богданова, Платонова, Кафки, фантастические путешествия XVII—XVIII вв., фурьеристские коммуны в Риме X I X в., причудливые фантазии современной феминистической утопии, утопии Ренессанса и современной Франции и многое другое. Утопическое сознание достигает своего расцвета в Новое время — в эпоху веры человека в свои силы и разум. Мангейм фиксирует несколько форм утопического сознания в это время: оргиастический хилиазм анабаптистов (Т. Мюнцер), либерально гуманистическая идея (Гердер, Кондорсе, Лессинг, Бенгель), консервативная идея (Гегель, Савиньи, Шталь), социалистическо-коммунистическая утопия^ Очевидна связь утопизма, с одной стороны, и политического реформизма и социального проектирования, с другой. Так, созидательность, демиургичность утопии отмечают многие исследователи'*. Так, X . А. Маравалль в работе «Утопия и реформизм» определяет утопию как «рационально сконструированную общественно политическую модель, призванную воздействовать на современное ей общество»^. Очевидно, что философско-исторические концепции будущего находятся в неразрывной связи с утопическими и религиозными версиями. Зачастую, как это видно из приведенных примеров, различные традиции толкования будущего соединяются в одном учении. Это относится, например, к философским ^ БуберМ. Два образа веры.— М.: Республика, 1995.— С. 167. ^ Мангейм К. Диагноз нашего времени.— М.: Юристь, 1994.— С. 113. ^ Там же. "* Маравалль X. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление.— М.: Прогресс, 1991. ^ Там же.— С. 222. 262 |