Проверяемый текст
Фахрутдинова Амина Зиевна, Типы и модели рациональности в методологических основаниях социального познания и управления (Диссертация 2002)
[стр. 402]

402 тую, как это видно из приведенных примеров, различные традиции толкования будущего объединяются в одном учении.
Это относится, например, к философским концепциям Гегеля, Маркса, религиозному учению Св.
Августина Блаженного и др.
В других случаях философские концепции существуют относительно самостоятельно, но испытывают сильное воздействие со стороны религиозной и утопической традиции.
С религиозными представлениями их роднит понимание будущего как результата действия объективных сил: сверхъестественных в религиозной традиции и естественных в философско-исторической.
Утопические построения задают для философскоисторических концепций вектор ценностных ориентации: утопии вдохновляют прогрессистов, а антиутопии обусловливают пессимизм представителей
рефессивного направления.
Вместе с тем философско-исторические учения имеют принципиальное отличие от двух других направлений: история рассматривается в них как процесс, подчиняющийся
определенным закономерностям.
Исторически эта интерпретация появляется к середине 1-го тысячелетия.
Постепенно формируются три основные концепции, существующие до сих пор: регресс от «золотого века» в древности к гибели культуры, бесконечные циклы подъемов и
падений культуры в круговороте одних и тех же стадий развития, прогресс от низшего к высшему.
И какую бы версию философского понимания истории мы не рассмотрели: теорию циклов в учении Полибия или
«Постижение истории» А.
Тойнби, прогрессистские построения Вико или Кондорсе, теорию рефесса Сенеки или Шпенглера везде исследования разворачиваются вокруг базисного понятия понятия исторического закона.
Прежде чем продолжить
исследование историцизма как учения, предполагающего существование универсальных неизменных исторических законов, обратимся к рассмотрению других контекстов исследования будущего.
Речь идет о развитии естественных наук, считающих прогноз одной из своих основных симметричной объяснению функций.
Именно естествен
[стр. 263]

концепциям Гегеля, Маркса, религиозному учению Св.
Августина Блаженного и др.
В других случаях философские концепции существуют относительно самостоятельно, но испытывают сильное воздействие со стороны религиозной и утопической традиции.
С религиозными представлениями их роднит понимание будущего как результата действия объективных сил: сверхъестественных в религиозной традиции и естественных в философско-исторической.
Утопические построения задают для философско-исторических концепций вектор ценностных ориентации: утопии вдохновляют прогрессистов, а антиутопии обусловливают пессимизм представителей
регрессивного направления.
Вместе с тем философскоисторические учения имеют принципиальное отличие от двух других направлений: история рассматривается в них как процесс, подчиняющийся
закономерностям.
Исторически эта интерпретация появляется к середине 1-го тысячелетия.
Постепенно формируются три основные концепции, существующие до сих пор: регресс от «золотого века» в древности к гибели культуры, бесконечные циклы подъемов и
падения культуры в круговороте одних и тех же стадий развития, прогресс от низшего к высшему.
И какую бы версию философского понимания истории мы не рассмотрели: теорию циклов в учении Полибия или
«Постижении истории» А.
Тойнби, прогрессисте кие построения Вико или Кондорсе, теорию регресса Сенеки или Шпенглера — везде исследования разворачиваются вокруг базисного понятия — понятия исторического закона.
Прежде чем продолжить
существование исследование универсальных историцизма неизменных как учения, определенным предполагающего исторических законов, обратимся к рассмотрению других контекстов исследования будущего.
Речь идет о развитии естественных наук, считающих прогноз одной из своих основных — симметричной объяснению — функций.
Именно естественные
науки и их философское осмысление дают исследователям социального будущего, с одной стороны, веру в возможность предвидения на основе знания законов и, с другой, конкретные методы и технологии прогнозирования, прежде всего математические.
На пересечении традиций социального и естественнонаучного исследования будущего, а также на фоне бурного развития техники во второй половине X I X века 263

[Back]