"" ' 41 научного познания. Все действительно начиналось здесь с выработки определенных методологических стандартов и образцов, которые были призваны усовершенствовать концептуальную структуру науки, и лишь много позже приходит интерес к тому, как на деле применяются (если вообще применяются) эти нормы и правила. Таким образом, можно отметить, что исследовательская область, которую мы сегодня называем философией науки, прошла долгий путь развития, эволюционируя от исследовательского направления, базирующегося в основном на точных науках с применением естественно-научного метода, до дисциплины, имеющей ярко выраженную гуманитарную направленность. Веским основанием для зачисления ее в разряд гуманитарных дисциплин стала, напоминаем, установка на эмпирический анализ знания и науки, которая, хотя и в разных условиях, почти параллельно развивалась как у нас, так и за рубежом. В России это связано во многом с работами И.В. Кузнецова, Г.П. Щедровицкого, B.C. Стенина, В.М. Розина. На Западе прежде всего, вероятно, с работами И. Лакатоса и Т. Куна, в которых философия науки почти сливается с историко-научными исследованиями, выступая как их теоретическая компонента. Существуют разные способы определения основной проблематики философии науки. Разработка проблемы индукции, обоснования идеи опытного происхождения знания традиционно связывается с именами первых позитивистов, стоявших у истоков философии науки (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер). Давая общую оценку позитивизма, Ян Хакинг, например, выделяет в числе основных его идей такие, как признание опыта в качестве единственного легитимного источника знания и отсюда признание критерия верификации (или такого ее варианта как «фальсификация») в качестве единственного, с помощью которого можно установить истинность либо ложность научных утверждений, постулирование, далее, метода наблюдения и эмпирической проверки, утверждение антикаузализма, то есть отсутствия в природе причинности и наличия лишь постоянства, с которым одни явления |
22 пления чисто, так сказать, рецептурных знаний практического характера, и только на следующем этапе нас начинает интересовать объект сам по себе. Вот что он, например, пишет о возникновении социологии: "Конечно, в известном, очень широком, смысле слова размышление о предметах политической и социальной жизни началось еще задолго до Х1Х-го века... Но все эти различные исследования отличались одной существенной чертой от того, что означает слово "социология". Действительно, они ставили себе задачей не описать и объяснить общества такими, каковы они в данный момент на деле, или каковы они были на деле, а исследовать, чем должны быть общества, как они должны сорганизоваться, чтобы быть по возможности совершенными. Совсем иную цель ставит социология, изучающая общества только для того, чтобы их познать и понять, подобно тому, как физик, химик, биолог изучают физические, химические, биологические явления"'. На наш взгляд, это описание, касающееся, правда, другой научной дисциплины, вполне можно применить и к ситуации, сложившейся в области философии и методологии научного познания. Все действительно начиналось здесь с выработки определенных методологических стандартов и образцов, которые были призваны усовершенствовать концептуальную структуру науки, и лишь много позже приходит интерес к тому, как на деле применяются (если вообще применяются) эти нормы и правила. Таким образом, можно отметить, что исследовательская область, которую мы сегодня называем философией науки, прошла долгий путь развития, эволюционируя от исследовательского направления, базирующегося в основном на точных науках с применением естественнонаучного метода, до дисциплины, имеющей ярко выраженную гуманитарную направленность. Веским основанием для зачисления ее в разряд гуманитарных дисциплин стала, напоминаем, установка на эмпирический анализ знания и науки, которая, хотя и в разных условиях, почти параллельно развивалась как у нас, так и за рубежом. В России это связано во многом с работами ' Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Метод в науках. Спб., 1911. С. 226. 23 И.В. Кузнецова, Г.П. Щедровицкого, B.C. Степина, В.М. Розина... На Западе прежде всего, вероятно, с работами И. Лакатоса и Т. Куна, в которых философия науки почти сливается с историко-научными исследованиями, выступая как их теоретическая компонента. Существуют разные способы центрирования проблематики философии науки. Разработка проблемы индукции, обоснования идеи опытного происхождения знания, традиционно связывается с именами первых позитивистов, стоявших у истоков философии науки (О. Конт, Дж. Милль, Г, Спенсер). Давая общую оценку позитивизма, Ян Хакинг, например, выделяет в числе основных его идей такие, как признание опыта в качестве единственного легитимного источника знания и отсюда признание критерия верификации (или такого ее варианта как "фальсификация") в качестве единственного, с помощью которого можно установить истинность либо ложность научных утверждений, постулирование, далее, метода наблюдения и эмпирической проверки, утверждение антикаузализма, то есть отсутствия в природе причинности и наличия лишь постоянства, с которым одни явления следуют за другими, что составляет общую аксиому индукции'. Характерно то, что все эти основные постулаты позитивизма послужили мощным импульсом к развитию ряда современных направлений философии науки. В частности, выше мы уже упоминали об эмпирическом конструктивизме и связанной с этим направлением философской деятельности Баса ван Фраассена, который "продолжает традицию позитивистской антипатии к теоретическим объектам" . В первой трети ХХ-го века в центре внимания философов науки оказывается концепция конвенционализма, конвенциональных оснований научного знания, основоположником которой выступил известный французский математик Анри Пуанкаре. Кратко суть ее сводится к следующему: в качестве основы научных теорий провозглашаются так называемые согла' См.: Хакинг Я. Представление и вмешательство. Введение в философию естественных наук. М., 1998. С. 55-56. ^ Там же. С. 63. |