Проверяемый текст
Шадрина Елена Николаевна. Философия науки и историография науки (Диссертация 2003)
[стр. 42]

42 следуют за другими, что составляет общую аксиому индукции'.
Характерно то, что все эти основные постулаты позитивизма послужили мощным импульсом к развитию ряда современных направлений философии науки.
В частности, выше мы уже упоминали об эмпирическом конструктивизме и связанной с этим направлением философской деятельности Баса ван Фраассена, который «продолжает традицию позитивистской антипатии к теоретическим объектам» .
В первой трети
XX века в центре внимания философов науки оказывается концепция конвенционализма, конвенциональных оснований научного знания, основоположником которой выступил известный французский математик Анри Пуанкаре.
Кратко суть ее сводится к следующему: в качестве основы научных теорий провозглашаются так называемые соглашения
(конвенции) между учеными.
Соглашения обусловлены соображениями удобства и простоты и не связаны непосредственно с критериями истинности.
С помощью условно принятых соглашений ученые определяют таким образом, характер понятий, аксиом, выбирают конкретное теоретическое описание физических явлений среди ряда различных одинаково возможных описаний.
Понятие объективности здесь сводится, по сути, к общезначимости: «что объективно, то должно быть обще многим умам и, значит, должно иметь способность передаваться от одного к другому...» , что, впрочем, довольно
спорно.
Концепция конвенционализма, таким образом, осуществляется под знаком антропологизма, поскольку при выборе научной теории определяющую роль играют те или иные предпочтения ученых, и прагматизма, поскольку ученые исходят в первую очередь из соображений пользы и удобства.
Прямым следствием конвенционализма оказывается тезис о несоизмери ' См.: Хакинг Я.
Представление и вмешательство.
Введение в философию естественных наук.
М., 1998.
С.55-56.
Там же.
С.63.

^ Пуанкаре А.
О науке.
М., 1990.
С.356.

[стр. 23]

23 И.В.
Кузнецова, Г.П.
Щедровицкого, B.C.
Степина, В.М.
Розина...
На Западе прежде всего, вероятно, с работами И.
Лакатоса и Т.
Куна, в которых философия науки почти сливается с историко-научными исследованиями, выступая как их теоретическая компонента.
Существуют разные способы центрирования проблематики философии науки.
Разработка проблемы индукции, обоснования идеи опытного происхождения знания, традиционно связывается с именами первых позитивистов, стоявших у истоков философии науки (О.
Конт, Дж.
Милль, Г, Спенсер).
Давая общую оценку позитивизма, Ян Хакинг, например, выделяет в числе основных его идей такие, как признание опыта в качестве единственного легитимного источника знания и отсюда признание критерия верификации (или такого ее варианта как "фальсификация") в качестве единственного, с помощью которого можно установить истинность либо ложность научных утверждений, постулирование, далее, метода наблюдения и эмпирической проверки, утверждение антикаузализма, то есть отсутствия в природе причинности и наличия лишь постоянства, с которым одни явления следуют за другими, что составляет общую аксиому индукции'.
Характерно то, что все эти основные постулаты позитивизма послужили мощным импульсом к развитию ряда современных направлений философии науки.
В частности, выше мы уже упоминали об эмпирическом конструктивизме и связанной с этим направлением философской деятельности Баса ван Фраассена, который "продолжает традицию позитивистской антипатии к теоретическим объектам" .
В первой трети
ХХ-го века в центре внимания философов науки оказывается концепция конвенционализма, конвенциональных оснований научного знания, основоположником которой выступил известный французский математик Анри Пуанкаре.
Кратко суть ее сводится к следующему: в качестве основы научных теорий провозглашаются так называемые согла'
См.: Хакинг Я.
Представление и вмешательство.
Введение в философию естественных наук.
М., 1998.
С.
55-56.
^ Там же.
С.
63.


[стр.,24]

24 шения (конвенции) между учеными.
Соглашения обусловлены соображениями удобства и простоты и не связаны непосредственно с критериями истинности.
С помощью условно принятых соглашений ученые определяют, таким образом, характер понятий, аксиом, выбирают конкретное теоретическое описание физических явлений среди ряда различных одинаково возможных описаний.
Понятие объективности здесь сводится, по сути, к общезначимости: "что объективно, то должно быть обще многим умам и, значит, должно иметь способность передаваться от одного к другому..."', что, впрочем, довольно
спорная позиция.
Концепция конвенционализма, таким образом, осуществляется под знаком антропологизма, поскольку при выборе научной теории определяющую роль играют те или иные предпочтения ученых, и прагматизма, поскольку ученые исходят в первую очередь из соображений пользы и удобства.
Прямым следствием конвенционализма оказывается тезис о несоизмеримости
теорий, наглядно реализованный десятилетия спустя в методологической концепции Пола Фейерабенда.
В рамках третьего этапа эволюции философии науки (он получил название аналитического) в качестве центральной была выдвинута проблема анализа языка науки.
Внимание исследователей (Р.
Карнап, О.
Нейрат, Б.
Рассел) фокусировалось на оценке предложений наблюдения, базисных суждений, базисных утверждений.
Сегодня ведущие представители аналитической философии (М.
Маккински, У.
Куайн, Р.
Рорти, Н.
Решер, X.
Патнэм) продолжают работу в области логики, семантики и философии языка, В круг их интересов входит, в частности, обсуждение двух основных трактовок языкового значения: интерналистской, имеющей корни в картезианской теории ментального, и экстерналистской, социально ориентированной и антикартезианской трактовки природы языка.
Американский аналитик Майкл Маккински, например, стремится доказать возможность создания теории значения, учитывающей все новейшие достижения в этой ' Пуанкаре А.
О науке.
М., 1990.
С.
356.

[Back]