63 в философии Конфуция (Кун-цзы) проблемы знания рассматриваются в связи с умственными возможностями человека, с решением духовнонравственных проблем бытия. Конфуций первый китайский философ, личность которого исторически достоверна (552/551 479 гг. до н.э.). Конфуций разработал концепцию идеального человека, благородного мужа, обладающего гуманностью, любовью к людям, искренностью и верностью идеалам добра и справедливости. В философии буддизма, возникшего в Древней Индии (VI-V вв. до н.э.), в качестве методологии анализа самопознания существенный интерес представляет деперсонализация самостоятельно существующих познавательных сфер познания, не связанных с конкретным Я-субъектом. В буддийских текстах I века н.э. «Виджнянакайя» ведется полемика сарвастивадинов с пудгалавадинами. Основная аргументация сарвастивадинов неспособность их оппонентов определить, относится ли персона пудгала к переменным, то есть мгновенным, или перманентным, вечным факторам бытия, и это обосновывается различными конкретными примерами, с апелляциями к слову Будды. Так, пудгалавадин утверждает, что неупоминание персоны — пудгалы у Будды следует соотнести с его афоризмом, по которому он передал своим ученикам лишь ничтожную часть того, что было ему известно. Однако в завершении раздела текста, посвященного полемике с пудгалавадинами, приводится и позитивный аргумент: ничто из шести групп сознания, то есть зрения, слуха, осязания, вкуса, запаха и мышления не соответствует деятельности персоны-пудгалы, а те контакты сознания с объектами, которые обусловливают результаты соответствующих познаний, также не предполагают необходимости допущения эмпирического Я . Орган зрения, его объекты, визуальное сознание и визуальный контакт вполне объяснимы без него, и то же относится к пяти остальным видам сознания. Самостоятельно эти виды сознания способны различать объективные сфеШохин В.К. Ф.И. Щербацкий и его компаративистская философия. М., 1998. С.249. |
в философию Конфуция (Кун-цзы) проблемы знания рассматриваются в связи с умственными возможностями человека, с решением духовнонравственных проблем бытия. Конфуций первый китайский философ, личность которого исторически достоверна (552/551 479 гг. до н.э.). Конфуций разработал концепцию идеального человека, благородного мужа, обладающего гуманностью, любовью к людям, искренностью и верностью идеалам добра и справедливости. В философии буддизма, возникшего в Древней Индии (У1-У вв. до н.э.), для гносеологического анализа самопознания существенный интерес представляет деперсонализация познавательных сфер познания, их существования как самостоятельных познавательных сфер сознания, не связанных с конкретным Я-субъектом. В буддийских текстах I века н.э. "Виджнянакайя" ведется полемика сарвастивадинов с пудгалавадинами. Основная аргументация сарвастивадинов неспособность их оппонентов определить, относится ли персона пудгала к переменным, то есть многовенным, или перманентным, вечным факторам бытия, и это обосновывается различными конкретными примерами, с апелляциями к слову Будды. Так, пудгалавадин утверждает, что неупоминание персоны пудгалы у Будды следует соотнести с его афоризмом, по которому он передал своим ученикам лишь ничтожную часть того, что было ему известно. Однако в завершении раздела текста, посвященного полемике с пудгалавад инами, приводится и позитивный аргумент: ничто из шести групп сознания, то есть сознания зрения, слуха, осязания, вкуса, запаха и мышления не соответствует деятельности персоны-пудгалы, а те контакты сознания с объектами, которые обусловливают результаты соответствующих познаний, также не предполагают необходимости допущения эмпирического Я? Орган зрения, его объекты, визуальное сознание и визуальный контакт вполне объяснимы без него, и то же относится к пяти остальным видам Шохин В.К. Ф.И. Щербацкой и его компаративисткая философия. М., 1998. 249 с. 11 |