Проверяемый текст
Кукушкин Павел Иванович. Онто-гносеологический анализ современных концепций соотношений познания и самопознания (Диссертация 2002)
[стр. 67]

67 ем, восприятием и мышлением), а направлен на выявление таких знаний, которые являются нормой.
Платон раскрывает важность самопознания в связи с такой добродетелью, как благоразумие, которое и есть знание самого себя.
При этом высшей добродетелью признается теоретическое умозрение, философская рефлексия.
В философии Платона самопознание «есть единственная функция ума.
Только ум может мыслить тождество самого себя и мыслимого, ибо здесь едины живая мысль и мысль о мысли, так как мыслимое есть живая и мыслящая активность, то есть сама активная мысль.
Лишь погрузившись в недра собственного духа, человек может слиться воедино и с объектом созерцания»'.
Крупный шаг в развитии
методологии познания был сделан европейской философией XVII-XVIII вв.
Для нее главными проблемами стали проблемы связи Я и внешнего мира, внутреннего и внешнего опыта.
Теория познания выступала не только в качестве инструмента онтологии, выяснения бытия вещей в их реальной предметности, но и в качестве орудия критического анализа научного знания.
Философия решала задачи определения критериев истинного знания, интеллектуальных оснований его достижения.
Философы искали ответ на вопрос, существуют ли у человека такие способы осознания действительности, которые могут дать пищу для строго логического суждения о мире, его сущностях и законах развития? Взаимоотношение чувственного и рационального исследовалось не только как проблема происхождения знания, а, прежде всего, как проблема
методологического обоснования системы знания.
В философии XVII-XVIII вв.
анализировались взаимоотношения субъекта и материальной субстанции, собственного Я и внешнего мира.
Производные от них проблемы внешнего и внутреннего опыта возникли в результате осуществленного Декартом выделения субъекта как резко отличного по своему положению в системе познания от познаваемой субстанции и логически противопоставленного ей.
Для Декарта фило'
Огурцов А.П.
Рефлексия// Новая философская энциклопедия: В 4 т.
М.,
2001.
Т.З.
С.445.
[стр. 15]

ких сомнений.
Все, что претендует на знание, но в действительности не покоится на этом фундаменте, должно быть отвергнуто.
Поэтому поиск основания знаний не тождественен простому выяснению причинных зависимостей между разными психическими образованиями (например, между ощущением, восприятием и мышлением), а направлен на выявление таких знаний, которые являются нормой.
Платон раскрывает важность самопознания в связи с такой добродетелью, как благоразумие, которое и есть знание самого себя.
П р и этом высшей добродетелью признается теоретическое умозрение, философская рефлексия.
В философии Платона самопознание "есть единственная функция ума.
Только ум может мыслить тождество самого себя и мыслимого, ибо здесь едины живая мысль и мысль о мысли, так как мыслимое есть живая и мыслящая активность, то есть сама активная мысль.
Лишь погрузившись в недра собственного духа, человек может слиться воедино и с объектом созерцания".^ Крупный шаг в развитии
теории познания был сделан европейской философией Х У П Х У Ш вв.
Для нее главными проблемами стали проблемы связи Я и внешнего мира, внутреннего и внешнего опыта.
Теория познания выступала не только в качестве инструмента онтологии, выяснения бытия вещей в их реальной предметности, но и в качестве орудия критического анализа научного знания.
Философия решала задачи определения критериев истинного знания, интеллектуальных оснований его достижения.
Философы искали ответ на вопрос, существуют ли у человека такие способы осознания действительности, которые могут дать пищу для строго логического суждения о мире, его сущностях и законах развития? Взаимоотношение чувственного и рационального исследовалось не только как проблема происхождения знания, а, прежде всего, как проблема
логического обоснования системы знания.
В философии Х У П Х У Ш вв.
ана^ Огурцов A.n.
Рефлексия // Новая философская энциклопедия: В 4-х т.
М.:
Мысль, 2 0 0 1 .
Т .
З .
С .
445.
15

[стр.,16]

лизировались взаимоотношения субъекта и материальной субстанции, собственного Я и внешнего мира.
Производные от них проблемы внешнего и внутреннего опыта возникли в результате осуществленного Декартом выделения субъекта как резко отличного по своему положению в системе познания от познаваемой субстанции и логически противопоставленного ей.
Для Декарта философия
познания менее всего нуждалась в опыте: рассуждение, осмысление бытия вполне достаточные основания для познания мира.
Субъективные предпосылки оценки истинности наших знаний о мире послужили основанием для возникновения субъектоцентризма, как теории познания, основанной на субъективности содержания воспринимаемой реальности.
Для субъектоцентризма несомненным и неоспоримым базисом, на котором можно строить систему знания, выступает сам факт существования субъекта.
С точки зрения Декарта это вообще единственный самодостоверный факт.
Во всем остальном, в том числе и "в существовании внешнего моему сознанию мира других людей, можно усомниться.
Знание о том, что существует в сознании неоспоримо и непосредственно.
Знание о внешних моему сознанию вещах опосредованно".
Критерием истинности знания для Декарта является то, что разум (ratio) принимает в качестве отчетливого и ясного.
В философии Декарта естественнонаучные основы познания наиболее отчетливо выступают в раскрытии природы мышления, в его несводимости к простому, непосредственному отражению действительности.
Можно полагать, что философская концепция познания впервые получила у Декарта прочные естественнонаучные основы.
В немецкой классической философии проблемы познания действительности связывались с исследованием исторического развития форм практической и познавательной деятельности.
Так, в философской системе И.
Канта впервые предпринимается попытка построить такую теорию познания, которая была бы совершенно независима от всяких допущений о реальности.
Лекторский В.А.
Теория познания: Гносеология, эпистемология // Вопросы философии.
1 9 9 9 .
№ 8 .
С .
75.
16

[Back]