Проверяемый текст
Кукушкин Павел Иванович. Онто-гносеологический анализ современных концепций соотношений познания и самопознания (Диссертация 2002)
[стр. 69]

69 тов.
в свою очередь и объект познания существует лишь в формах деятельности субъекта.
Естественно-научные основы познания в философии Канта получили не только глубокое теоретическое осмысление, но и практическую проверку: Кант является основателем космогонической гипотезы об образовании планетной системы из первоначальной туманности, то есть из огромного облака диффузного вещества.
Эта гипотеза была оценена Ф.
Энгельсом, не баловавшим комплиментами философов, взгляды которых на коренные проблемы познания не совпадали с его собственными взглядами, провозглашенными как «величайшее завоевание философии со времени Коперника»'.
В «Критике чистого разума» И.
Кант ставит вопрос, почему возможно новое знание, как оно проявляется? Ведь в структуре самого знания, которым оперирует человек, в его понятиях, суждениях, теориях нет ничего такого, что можно было бы найти (потрогать, ощутить) в окружающем мире.
Мы не видим, не ощущаем структуру предметов (ни атомы, ни молекулы, ни их связи и отношения), но имеем о них четкие понятия.
Иначе, познаваемый мир это продукт нашего собственного сознания.
Понятийный аппарат сознания источник, механизм сознания (осознания) законов природы.
Если наше познание начинается с опыта, с чувственного восприятия, то оно всетаки не вытекает из него целиком.
Кант полагает, что чувственные впечатления порождаются внешней реальностью.
При этом мы можем постигать только чувственные впечатления, которые уже оформлены (в формах пространства, времени, причинных связях) и для которых в нашем организме существуют общезначимые формы,
а «вещи в себе» являются для нас непостижимыми.
Непостижимо также все, что выходит за границы опыта (трансцендентное), превосходит условия (границы) познания.
Для Канта мышление и познание также различны по своей сути, как сознание и знание, как знание и самопознание.
Трансцендентальный субъект
Маркс К., Энгельс Ф.
Сочинения.
2-е изд.
Т.20.
С.56.
[стр. 17]

как онтологических, так и психологических.
Кант постулировал зависимость реальности от самого познания.
Объект и субъект познания существуют лишь как форма реализации познавательной деятельности.
П о Канту, метность, объективизация содержания знания пред это форма деятельности субъекта, который не существует вне познавательных предметов.
В свою очередь и объект познания существует лишь в формах деятельности субъекта.
Естественнонаучные основы познания в философии Канта получили не только глубокое теоретическое осмысление, но и практическую проверку: Кант является основателем космогонической гипотезы об образовании планетной системы из первоначальной туманности, то есть из огромного облака диффузного вещества.
Эта гипотеза была оценена Ф.
Энгельсом, не баловавшим комплиментами философов, взгляды которых на коренные проблемы познания не совпадали с его собственными взглядами, провозглашенными как "величайшее завоевание философии со времени Коперника".'' В "Критике чистого разума" И.
Кант ставит вопрос, почему возможно новое знание, как оно проявляется? Ведь в структуре самого знания, которым оперирует человек, в его понятиях, суждениях, теориях нет ничего такого, что можно было бы найти (потрогать, ощутить) в окружающем мире.
М ы не видим, не ощущаем структуру предметов (ни атомы, ни молекулы, ни их связи и отношения), но имеем о них четкие понятия.
Иначе, познаваемый мир это продукт нашего собственного сознания.
Понятийный аппарат сознания источник, механизм сознания (осознания) законов природы.
Если наше познание начинается с опыта, с чувственного восприятия, то оно всетаки не вытекает из него целиком.
Кант полагает, что чувственные впечатления порождаются внешней реальностью.
П р и этом мы можем постигать только чувственные впечатления, которые уже оформлены (в формах пространства, времени, причинных связях) и для которых в нашем организме существуют общезначимые формы,
Маркс К., Энгельс Ф.
Сочинения.
2-е изд.
Т.
20.
С.
56.
17

[стр.,18]

а "вещи в себе" являются для нас непостижимыми.
Непостижимо также все, что выходит за границы опыта (трансцендентное), превосходит условия (границы) познания.
Для Канта мышление и познание также различны по своей сути, как сознание и знание, как знание и самопознание.
Трансцендентальный субъект
может лишь осознаваться, но не может быть предметом знания.
Реальные представления о познаваемых предметах формируются с помощью уже данных в познавающем уме и независимо от всякого опыта форм созерцания пространства и времени, а также мыслительных форм и категорий.'^ Чистые мыслительные конструкции Кант назвал ноуменами.
Ноуменальное познание не способно дать знание предмета или явления, лежащего вне познающего субъекта, но оно может определять волю человека, его поведение на основе самопознания.
Осознание собственного наличного бытия по Канту есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне субъекта.
После Канта немецкая классическая философия стремилась преодолеть разрыв гносеологической и онтологической проблематики.
Проблематика гносеологии может содержаться в той или иной научной концепции и в имплицитном виде и проявляться, например, через онтологический дискурс, в котором неявно определяются возможности познания.
Наиболее отчетливо гносеология являет себя в онтологии духа у Гегеля, для которого субъект и объект познания по существу тождественны друг другу, так как в основе действительности лежит саморазвитие абсолютного духа.
Но абсолютный дух в его первоначальной сущности един: он и субъект, и объект действительности.
Его разделение, представление (репрезентация) миру в виде субъекта и объекта не снимают первоначальной сущности: он остается объектом для самого себя (объектом для Я, субъекта действительности).
Априорными началами научного знания являются чистая чувственКант И.
Сочинения: В 6 т.
М.: Мысль, 1963.
Т.6.
С.
365.

[Back]