Проверяемый текст
Кукушкин Павел Иванович. Онто-гносеологический анализ современных концепций соотношений познания и самопознания (Диссертация 2002)
[стр. 70]

70 может лишь осознаваться, но не может быть предметом знания.
Реальные представления о познаваемых предметах формируются с помощью уже данных в познавающем уме и независимо от всякого опыта форм созерцания пространства и времени, а также мыслительных форм и категорий'.
Чистые мыслительные конструкции Кант назвал ноуменами.
Ноуменальное познание не способно дать знание предмета или явления, лежащего вне познающего субъекта, но оно может определять волю человека, его поведение на основе самопознания.
Осознание собственного наличного бытия по Канту есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне субъекта.
После Канта немецкая классическая философия стремилась
методологически преодолеть разрыв гносеологической и онтологической проблематики.
Проблематика гносеологии может содержаться в той или иной научной концепции и в имплицитном виде и проявляться, например, через онтологический дискурс, в котором неявно определяются возможности познания.
Наиболее отчетливо
это являет себя в онтологии духа у Гегеля, для которого субъект и объект познания по существу тождественны друг другу, так как в основе действительности лежит саморазвитие абсолютного духа.
Но абсолютный дух в его первоначальной сущности един: он и субъект, и объект действительности.
Его разделение, представление (репрезентация) миру в виде субъекта и объекта не снимают первоначальной сущности: он остается объектом для самого себя (объектом для Я, субъекта действительности).
Априорными началами научного знания являются чистая
чувственность (интуиция, способность к познанию) и логика рассудочной деятельности.
Априорные принципы не дают определенного знания, но они позволяют построить модель познания, закономерности логического осмысления эмпирических фактов.
Это некие трансцендентные условия разумности априорных доводов разума.
Человек, анализируя свои познавательные возможно '
Кант И.
Сочинения: В 6 т.
М., 1963.
Т.6.
С.365.
[стр. 18]

а "вещи в себе" являются для нас непостижимыми.
Непостижимо также все, что выходит за границы опыта (трансцендентное), превосходит условия (границы) познания.
Для Канта мышление и познание также различны по своей сути, как сознание и знание, как знание и самопознание.
Трансцендентальный субъект может лишь осознаваться, но не может быть предметом знания.
Реальные представления о познаваемых предметах формируются с помощью уже данных в познавающем уме и независимо от всякого опыта форм созерцания пространства и времени, а также мыслительных форм и категорий.'^ Чистые мыслительные конструкции Кант назвал ноуменами.
Ноуменальное познание не способно дать знание предмета или явления, лежащего вне познающего субъекта, но оно может определять волю человека, его поведение на основе самопознания.
Осознание собственного наличного бытия по Канту есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне субъекта.
После Канта немецкая классическая философия стремилась
преодолеть разрыв гносеологической и онтологической проблематики.
Проблематика гносеологии может содержаться в той или иной научной концепции и в имплицитном виде и проявляться, например, через онтологический дискурс, в котором неявно определяются возможности познания.
Наиболее отчетливо
гносеология являет себя в онтологии духа у Гегеля, для которого субъект и объект познания по существу тождественны друг другу, так как в основе действительности лежит саморазвитие абсолютного духа.
Но абсолютный дух в его первоначальной сущности един: он и субъект, и объект действительности.
Его разделение, представление (репрезентация) миру в виде субъекта и объекта не снимают первоначальной сущности: он остается объектом для самого себя (объектом для Я, субъекта действительности).
Априорными началами научного знания являются чистая
чувственКант И.
Сочинения: В 6 т.
М.: Мысль, 1963.
Т.6.
С.
365.


[стр.,19]

ность (интуиция, способность к познанию) и логика рассудочной деятельности.
Априорные принципы не дают определенного знания, но они позволяют построить модель познания, закономерности логического осмысления эмпирических фактов.
Это некие трансцендентные условия разумности априорных доводов разума.
Человек, анализируя свои познавательные возможности,
сам становится субъектом истинности знания, так как в противном случае он должен отказать себе в возможностях познающего субъекта.
Рефлексивное постижение фундаментальных предпосылок опытного познания истины главное условие получение истинного знания.
Гегель дает описание познания, как феномена, то есть описание того, как оно "является" (проявляется в каких-то формах).
В простейших формах познания мы обнаруживаем, что непосредственно данное нам в восприятии опосредуется словом, понятием о предмете.
В гегелевской диалектике познания с предмета познания постепенно снимаются несущественные элементы.
Предмет абстрагируется от многих реальных свойств и предстает перед познающим субъектом в форме чистой абстракции.
В "Феноменологии духа" обращением к двуединому процессу исторического и индивидуального формирования интра и интерсубъективной духовности Гегель "феноменологически обосновал для себя необходимость пошагового следования за внутренней логикой самополагания духовности.
В своей "Логике" Гегель последовательно воспроизвел движение рефлексивной мысли актами снятия противоречия ее парных категорий, смысловым содержанием противоречия следующей пары, определив тем самым порядок, правило, закон развития и углубления живой мысли в самую суть мыслимого".'^ Подобным образом Гегель освобождается и от предсуществовавших его видению мира точек зрения, полагаясь на возможности рефлексии.
Движущую силу рефлексии, согласно Гегелю, следует связывать со снятием предшествующих суждений, их отрицанием.
"Критическая рефлекМихайлов Ф.Т.
Диалектика // Новая философская энциклопедия: В 4-х т.
М.: Мысль, 2001.
Т.
1.
С.
650.
19

[Back]