72 циональным познанием себя и мира, потому что они, в принципе, смогут постигнуть всю тотальность всех базисных предпосылок»'. Познание и самопознание во всеобщей форме определяются с помощью понятия Духа. Дух это интерсубъективное единство субъектов и единство субъекта и объекта. Это высший принцип, источник и основание, в котором приводятся к единству познание и самопознание («самораспознавание») субъекта . Онтологическое основание субъективности мышления и бытия как внутренней мотивации полагания целей и средств дает К. Маркс. «Тождество мышления и бытия не просто утверждается им как единственно возможный постулат логики познающего мышления в его отношении к бытию, а вскрывается как факт истории и предистории» . Классическая методология познания в завершенном своем виде сформировалась под влиянием науки Нового времени. Поэтому «большинство теоретико-познавательных систем исходило из того, что именно научное знание, как оно было представлено в математическом естествознании этого времени, является высшим типом знания, а что говорит наука о мире, то и существует на самом деле» . С середины XX столетия появляется необходимость в переосмыслении самих способов постановки проблем познания. Возникает неклассическая теория познания. Неклассическая теория познания отличается от классической по всем основным положениям. В.А. Лекторский группирует основные положения неклассической теории познания в рамках посткритицизма, отказа от фундаментализма, отказа от субъектоцентризма и наукоцентризма. В рамках посткритицизма находит разрешение естественно-научный факт возникновения познания. Познание не может начаться с нуля, на основе ' Скирбек Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. С.508. • Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.679. ^ ^ Михайлов Ф.Т. Диалектика// Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т.1.С.651. " Лекторский В.А. Самосознание // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., * 2001.Т.З.С.50. |
сия над изменяющимися трансцендентальными предпосылками образует аспект диалектического снятия, которое ведет субъекта вперед к более истинным трансцендентальным предпосылкам. Она раскрывает исторический процесс, в ходе которого человек реализует себя. Целью этого процесса является полное постижение каждой возможной трансцендентальной предпосылки. После достижения этой цели люди будут обладать совершенным рациональным познанием себя и мира, потому что они, в принципе, смогут постигнуть всю тотальность всех базисных предпосылок".''' Познание и самопознание во всеобщей форме определяются с помощью понятия Духа. Дух это интерсубъективное единство субъектов и единство субъекта и объекта. Это высший принцип, источник и основание, в котором приводятся к единству познание и самопознание ("самораспознавание") субъекта.'^ Онтологическое основание субъективности мышления и бытия, как внутренней мотивации полагания целей и средств, дает К. Маркс. "Тождество мышления и бытия не просто утверждается им как единственно возможный постулат логики познающего мышления в его отношении к бытию, а вскрывается как факт истории и предистории".'^ Классическая теория познания в завершенном своем виде сформировалась под влиянием науки Нового времени. Поэтому "большинство теоретико-познавательных систем исходило из того, что именно научное знание, как оно было представлено в математическом естествознании этого времени, является высшим типом знания, а что говорит наука о мире, то и существует Скирбек Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: Пер. с англ. / Под ред. С Б . Крымского. М.: Владос, 2000. С. 508. Философский энциклопедический словарь. М . : СЭ, С. 679. Михайлов Ф.Т. Диалектика // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М.: Мысль.-2001.-Т.1.-С.651. 20 на самом деле".'^ С середины X X столетия появляется необходимость в переосмыслении самих способов постановки проблем познания. Возникает неклассическая теория познания. Неклассическая теория познания отличается от классической по всем основным положениям. В.А. Лекторский группирует основные положения неклассической теории познания в рамках посткритицизма, отказа от фундаментализма, отказа от субъектоцентризма и наукоцентризма. П о мнению Э.Г. Юдина, категория деятельности находится в ряду всеобщих предельных абстракций, которые "соединяют в себе эмпирическую достоверность с теоретической глубиной и методологической конструктив18 ностью". Деятельность в оценке одного из ее интерпретаторов Г.С. Бати щева "не есть единственно возможный способ бытия человека, культуры, социальности, не есть единственный и всеохватывающий способ взаимосвязи человека с миром".'^ Следуя логике этого всеотрицания единственности, можно, по-видимому, назвать деятельность "одним из возможных" способов бытия. И это немало, если принять во внимание, что же было "не единственным". В настоящее время деятельностный подход, по мнению академика B . C . Швырева, снимается некритическим ("нерефлексивным") отторжением. В рамках посткритицизма находит разрешение естественнонаучный факт возникновения познания. Познание не может начаться с нуля, на основе недоверия ко всем предшествующим (традиционным) учениям. Субъект познания вписывается в уже сложившиеся традиции познания, становится частью коллективного познавательного процесса и рождающегося в этом процесс коллективного знания. Лекторский В.А. Самосознанние // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М.: Мысль, 2 0 0 1 . Т . З . С . 50. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997. С. 249. Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теория, методология, проблемы, М., 1990. С. 23-24. 21 |