74 му могут служить различные бытовые навыки, отработанные трудовые операции, телодвижения и пр. Иногда эта неосознанность, нерасчлененность, автоматизм определенных звеньев деятельности является результатом предшествующей их автоматизации, превращения в отработанный навык, хотя усвоение этой деятельности предполагало осознание ее структуры. Простейший пример усвоение навыков письма. Иногда эта деятельность сразу же усваивается в некоторой нерасчлененной последовательности движений. Но так или иначе деятельность далеко не всегда выступает как сознательно воспроизводимая и контролируемая четкая последовательность действий и операций. От этого (что важно подчеркнуть) объективно она не перестает быть деятельностью, имеющей определенную структуру, в которой можно выявить исходные цели и задачи, используемые средства, последовательность осуществляемых действий, заключающихся в применении средств к имеющемуся материалу и т. д. На определенном этапе развития деятельности, в определенных условиях возникает необходимость такого выявления структуры деятельности, перехода от интуитивно-автоматического ее осуществления к сознательному. Как правило, это происходит тогда, когда деятельность на интуитивно-автоматическом уровне почему-либо нельзя уже осуществлять, когда не срабатывают привычные навыки, штампы поведения. Причиной этого, в свою очередь, выступает обычно реальное изменение объективных условий осуществления деятельности. Например, исчезают почему-либо факторы, выступавшие в качестве неявных условий ее осуществления или изменился материал деятельности и т. д. В этих ситуациях реальная объективная неявная структура деятельности разрушается, что проявляется в невозможности осуществления автоматического навыка, в его «несрабатывании». Это и приводит к необходимости разобраться в реальной ситуации, что предполагает сознательный анализ структуры деятельности, превращение ее в предмет исследования. ' Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека»: Попытка современной оценки // Вопросы философии. 2001. № 2. С.107-116. |
Способность к познавательной деятельности у человека обусловлена генетически и имеет реальные эволюционные предпосылки. Но эти реальные предпосылки могут перерасти в реальный познавательный акт только в результате деятельности. Это подчеркивается и В. Куайном в его концепции знания. "Совокупность нашего так называемого знания или мнений, от наиболее случайных вопросов географии и истории до глубочайших законов атомной физики или даже чистой математики и логики, является созданным руками человека изделием, которое сталкивается с опытом только по краям". Но даже и это "сталкивание по краям" дает основание для утверждения о том, что знание становится достоянием разума только в результате познавательного опыта, в результате деятельностного подхода сменилась столь же нерефлексивным скепсисом и негативизмом к идее деятельностного отношения к миру. Если в свое время можно было говорить о магии слова "деятельность", то теперь сплошь и рядом мы сталкиваемся со столь ж е нерефлексивным отторжением этого понятия. Тем самым "осмотрительно критическая рефлексия" должна быть направлена, по-видимому, сейчас и на негативизм по отношению к идеям деятельностного подхода" .^^ И.А. Ильин связывает познание с деятельностью в самом широком ее понимании: от познавательной деятельности в ее абстрактной форме до п о вседневной практики, без которой познание и остается пустой абстракцией. "Научное изучение, пишет Ильин, есть, прежде всего, систематическая практика предметной одержимости; этим знание не исчерпывается, но именно в этом его начало и подлинная основа. Вне мобилизационного предметного опыта никакого знания не было и не будет".^' "Деятельность есть онтологическая категория человеческой реальности (а не частная форма его активности), она всегда субъективна; во всякой Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию "феномена человека": Попытка современной оценки // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 107-116. ^' Ильин И.А. Философия и жизнь // На переломе. Философские дискуссии 20-х Философия и мировоззрение / Сост. П.А. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. С. 43-44. 22 «Теория и практика физической культуры», 2001. 388 с. 215. Фомин H . A . Психофизиология здоровья. Челябинск: РАЕН, 2 0 0 0 . С . 262. 216. Фомин H . A . , Куликов Л.М., Чапцов Р.П. Психология общения. Челябинск: «Версия», 1997. 214 с. 217. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Пер. с англ. / Общая ред. и предисл. Ю.М. Забродина, В.И. Похилько. М . : Прогресс, 1987. 218. Франк С Л . Сочинения. Мн.: Харвест, М.: A C T , 2000. 800 с. 219. Франкл В . Человек в поисках смысла: П е р . с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 368 с. 220. Фрейд 3. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989. 221. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности: К теории полового влечения / 3. Фрейд Я и Оно. Труды разных лет. Тбилиси, 1991. С. 79-81. 222. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Наука, 1990. 223. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Издательство Республика, 1990. 224. Фролов И.Т. Жизнь и познание: Материалы круглого стола // Вопросы философии. 2 0 0 0 . № 8. С 3-51. 225. Фролов И.Т. Перспективы человека. М.: Изд-во полит, лит., 1983.-245 с. 226. Фукуяма Д. Конец истории // Вопросы философии. 1990. С. 134-147. 227. Хайдеггер М. Письма о гуманизме: Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 34. 228. Хакова Г . С Регулятивная функция морали в познании: Автореф. дис. .. .канд. филос. наук. Магнитогорск, 2000. 22 с. 229. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: Издательство М Г У , 1987.-288с. 230. Чернышева Э.П. Онто-гносеологический анализ символической реальности: Авфтореф. дис. ...канд. филос. наук. Магнитогорск, 2002. 2 3 с. 231. Чумаков А.Н. Конгресс глазами участника // Вопросы философии. 1999. № 5. С 39. 232. Шадриков В.Д. О реальной добродетельной педагогике // Педагогика, 1991. № 7. С. 46. 233. Шарден Т. Феномен человека. М.: М и р , 1987. С. 137. 234. Шевяков Г.С. О неокортексе и человеке // Философские науки. 2 0 0 2 . № 2. С 106-118. 235. Швырев B . C . О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека»: Попытка современной оценки // Вопросы философии. 2 0 0 1 . № 2 . С . 107-116. 236. Швырев B . C . Восхождение от абстрактного к конкретному // 143 |