76 культуры, социальности, не есть единственный и всеохватывающий способ взаимосвязи человека с миром». Следуя логике этого всеотрицания единственности, можно, по-видимому, назвать деятельность «одним из возможных» способов бытия. И это немало, если принять во внимание, что же было «не единственным». В настоящее время деятельностный подход, по мнению академика B.C. Швырева, снимается некритическим («нерефлексивным») отторжением'. И.А. Ильин связывает познание с деятельностью в самом широком ее понимании: от познавательной деятельности в ее абстрактной форме до повседневной практики, без которой познание и остается пустой абстракцией. «Научное изучение, пишет Ильин, есть, прежде всего, систематическая практика предметной одержимости; этим знание не исчерпывается, но именно в этом его начало и подлинная основа. Вне мобилизационного предметного опыта никакого знания не было и не будет» . «Деятельность есть онтологическая категория человеческой реальности (а не частная форма его активности), она всегда субъективна; во всякой деятельности есть свой хозяин (собственник), автор (творец) и распорядитель (организатор). Деятельность всегда предметна (или по латыни объектна); это ее свойство указывает на то, что деятельность разворачивается в некотором уже предсуществующем пространстве. Следует думать, что в ауре практикования человеком собственного бытия субъективность должна быть представлена прежде всего как действительная (деятельностная), а не бытийная (оптическая) категория; она должна входить как сущностная составляющая в общую структуру деятельности. Но также и объект— он не вне Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности //Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990. С.23-24. ^ Ильин И.А. Философия и жизнь // На переломе. Философские дискуссии 20-х. Философия и мировоззрение. М., 1990. С.43-44. |
на самом деле".'^ С середины X X столетия появляется необходимость в переосмыслении самих способов постановки проблем познания. Возникает неклассическая теория познания. Неклассическая теория познания отличается от классической по всем основным положениям. В.А. Лекторский группирует основные положения неклассической теории познания в рамках посткритицизма, отказа от фундаментализма, отказа от субъектоцентризма и наукоцентризма. П о мнению Э.Г. Юдина, категория деятельности находится в ряду всеобщих предельных абстракций, которые "соединяют в себе эмпирическую достоверность с теоретической глубиной и методологической конструктив18 ностью". Деятельность в оценке одного из ее интерпретаторов Г.С. Бати щева "не есть единственно возможный способ бытия человека, культуры, социальности, не есть единственный и всеохватывающий способ взаимосвязи человека с миром".'^ Следуя логике этого всеотрицания единственности, можно, по-видимому, назвать деятельность "одним из возможных" способов бытия. И это немало, если принять во внимание, что же было "не единственным". В настоящее время деятельностный подход, по мнению академика B . C . Швырева, снимается некритическим ("нерефлексивным") отторжением. В рамках посткритицизма находит разрешение естественнонаучный факт возникновения познания. Познание не может начаться с нуля, на основе недоверия ко всем предшествующим (традиционным) учениям. Субъект познания вписывается в уже сложившиеся традиции познания, становится частью коллективного познавательного процесса и рождающегося в этом процесс коллективного знания. Лекторский В.А. Самосознанние // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. М.: Мысль, 2 0 0 1 . Т . З . С . 50. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997. С. 249. Батищев Г.С. Неисчерпанные возможности и границы применимости категории деятельности // Деятельность: теория, методология, проблемы, М., 1990. С. 23-24. 21 Способность к познавательной деятельности у человека обусловлена генетически и имеет реальные эволюционные предпосылки. Но эти реальные предпосылки могут перерасти в реальный познавательный акт только в результате деятельности. Это подчеркивается и В. Куайном в его концепции знания. "Совокупность нашего так называемого знания или мнений, от наиболее случайных вопросов географии и истории до глубочайших законов атомной физики или даже чистой математики и логики, является созданным руками человека изделием, которое сталкивается с опытом только по краям". Но даже и это "сталкивание по краям" дает основание для утверждения о том, что знание становится достоянием разума только в результате познавательного опыта, в результате деятельностного подхода сменилась столь же нерефлексивным скепсисом и негативизмом к идее деятельностного отношения к миру. Если в свое время можно было говорить о магии слова "деятельность", то теперь сплошь и рядом мы сталкиваемся со столь ж е нерефлексивным отторжением этого понятия. Тем самым "осмотрительно критическая рефлексия" должна быть направлена, по-видимому, сейчас и на негативизм по отношению к идеям деятельностного подхода" .^^ И.А. Ильин связывает познание с деятельностью в самом широком ее понимании: от познавательной деятельности в ее абстрактной форме до п о вседневной практики, без которой познание и остается пустой абстракцией. "Научное изучение, пишет Ильин, есть, прежде всего, систематическая практика предметной одержимости; этим знание не исчерпывается, но именно в этом его начало и подлинная основа. Вне мобилизационного предметного опыта никакого знания не было и не будет".^' "Деятельность есть онтологическая категория человеческой реальности (а не частная форма его активности), она всегда субъективна; во всякой Швырев B.C. О деятельностном подходе к истолкованию "феномена человека": Попытка современной оценки // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 107-116. ^' Ильин И.А. Философия и жизнь // На переломе. Философские дискуссии 20-х Философия и мировоззрение / Сост. П.А. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. С. 43-44. 22 деятельности есть свой хозяин (собственник), автор (творец) и распорядитель (организатор). Деятельность всегда предметна (или по латыни объектна); это ее свойство указывает на то, что деятельность разворачивается в некотором уже предсуществующем пространстве. Следует думать, что в ауре практикования человеком собственного бытия субъективность должна быть представлена, прежде всего, как действительная (деятельностная), а не бытийная (оптическая) категория; она должна входить как сущностная составляющая в общую структуру деятельности. Но также и объект он не вне деятельности, не то безралично-пассивное, на что она направлена, а то, чем она задана и определена (ограничена и отграничена)". Апплицируя вышеизложенные основания деятельности, как предпосылки познания к предмету нашего исследования, отметим, что деятельность познания и самопознания есть овладение объектом познания, его психофизиологическими механизмами превращения случайных, несистематизиро ванных, отрывочных представлений о предмете в системное знание, в осмысленное понятие о предмете в его связях с другими предметами, в соподчиненности, в целостности. В процессе развития знания может выясниться, что те познавательные традиции, которые казались полностью вытесненными, обнаруживают смысл в новом контексте. В отказе от фундаментализма просматриваются идеи вытеснения теоретико-познавательных исследований философской герменевтикой. Согласно У. Куайну, научная эпистемология должна полностью отказаться от выдачи предписаний, от всякого нормативизма и свестись к обобщению данных физиологии высшей нервной деятельности и психологии, использующей аппарат теории информации. В разработанной Жаном Пиаже концепции "генетической эпистемологии" подчеркивается, что эпистемология имеет дело с нормами. Н о это не Слободчиков В.И. Деятельность, как антропологическая категория: О различении онтологического и гносеологического статуса деятельности // Вопросы философии. 2001. № 3 . С . 52. 23 |