Проверяемый текст
Кукушкин Павел Иванович. Онто-гносеологический анализ современных концепций соотношений познания и самопознания (Диссертация 2002)
[стр. 79]

79 принципиально важное значение имеет такое направление неклассической теории познания, как эволюционная эпистемология исследование познавательных процессов как моментов эволюции живой природы и ее продукта.
Наиболее известны в этом направлении работы К.
Лоренца, Г.
Фоллиера.
Так, К.
Лоренц считает эволюционно закрепленными познавательные нормы, складывающиеся в гармонии с эволюционными изменениями внешней реальности.
Лоренц полагал, что в структурах живых организмов закодированы свойства и особенности той среды, в которой они существуют.
В соответствии с этим сама жизнь представляет эволюционный процесс познания, идущий от инстинктов к рациональному человеческому мышлению.
Если инстинкты являются рефлекторными реакциями относительно простых живых систем, то «способность к самообучению, формированию когнитивных структур» удел высокоразвитых форм живых организмов'.
По мере восхождения по эволюционной лестнице инстинкты усложняются, а на уровне homo sapiens практически вытесняются осознаваемыми формами познания действительности, которые становятся общественно значимыми.
В априорных (доопытных) суждениях человека начинает фигурировать опыт общественного бытия.
Лоренц рассматривает подобного рода исторически возникшие
представления людей как соответствующие кантовским суждениям, основанным на послеопытных знаниях, поскольку в них аккумулирован многовековой опыт их взаимодействия с окружающим миром и сам опыт познания.
Весь этот многократно проверенный опыт человечества для отдельных людей выступает в виде суждений.
Однако этот опыт и основанное на нем знание сформировались в условиях ограниченной среды существования.
Поэтому '
Рузавин Г.И.
Эволюционная эпистемология и самоорганизация // Вопросы философии.
1999.
№ 11.
С.91.
[стр. 25]

сознания в контексте отказа от субъектоцентризма понимается как продукт межсубъектной деятельности, включающий коммуникацию.
Коммуникативный подход к пониманию субъекта ставит ряд проблем для определения природы Я-субъекта.
Апплицируя этот подход к нашим исследованиям соотношения Я сознания (я-самости) с коллективным сознанием, следовало бы считать приоритетным именно коллективное сознание.
Однако с безусловной верностью этого положения нам не представляется возможным согласиться.
Для нас принципиально важное значение имеет такое направление неклассической теории познания, как эволюционная эпистемология исследование познавательных процессов, как моментов эволюции живой природы и как ее продукта.
Наиболее известны в этом направлении работы К.
Лоренца, Г.
Фоллиера.
Так, К.
Лоренц считает эволюционно закрепленными познавательные нормы, складывающиеся в гармонии с эволюционными изменениями внешней реальности.
Лоренц полагал, что в структурах живых организмов закодированы свойства и особенности той среды, в которой они существуют.
В соответствии с этим, сама жизнь представляет эволюционный процесс познания, идущий от инстинктов к рациональному человеческому м ы ш л е н и ю .
Если инстинкты являются рефлекторными реакциями относительно простых живых систем, то "способность к самообучению, формированию когнитивных структур" удел высоко развитых форм живых организмов.
П о мере восхождения по эволюционной лестнице инстинкты усложняются, а на уровне homo sapiens практически вытесняются осознаваемыми формами познания действительности, которые становятся общественно значимыми.
В априорных (доопытных) суждениях человека начинает фигурировать опыт общественного бытия.
Лоренц рассматривает подобного рода исторически возникшие
предРузавин Г.И.
Эволюционная эпистемология и самоорганизация // Вопросы философии.
1 9 9 9 .
№ 11.
С.
91.
25

[стр.,26]

ставления людей, как соответствующие кантовским суждениям, основанным на послеопытных знаниях, поскольку в них аккумулирован многовековой опыт их взаимодействия с окружающим миром и сам опыт познания.
Весь этот многократно проверенный опыт человечества для отдельных людей выступает в виде суждений.
Однако этот опыт и основанное на нем знание сформировались в условиях ограниченной среды существования.
Поэтому
"любой выход за границы прежнего существования делал старый опыт неадекватным новым условиям познания и практической деятельности".^^ Эволюционная элистемология дает возможность применить принципы естественного отбора к развитию человеческого познания (отбор наиболее совершенных, адекватно отражающих действительность форм познания).
Но сам по себе отбор не дает ответа на вопрос о происхождении и природе самопознания.
Основные элементы концепции К.
Лоренца Поппер переносит на объяснение феномена познания у человека, полагая, что предрасположенность живого существа познать нечто, что определяет последующую его способность к выживанию в новой (после рождения) среде обитания (импринтинг), оказывается фундаментальной способностью всех живых организмов, спасительным средством в опасных ситуациях.
Но в отличие от животных человек сам может проектировать предстоящие действия, предугадывать возможные их последствия (опережающее отражение, по П.К.
Анохину).
Академик Н.Ф.
Овчинников так обозначает проблему знания: "Знание, конечно же, существует во мне (и, несомненно, в сознании каждого человека), но, кроме того, оно существует еще и вне каждого из нас.
Именно это странное расселение знания по разным мирам и вызывает необходимость поразмышлять о взаимоотношении различных универсумов и возможности представить знание как единую систему взаимодействующих миров.
Да, конечно, объективное знание в качестве особого мира, существующего вне Рузавин Г.И.
Эволюционная эпистемология и самоорганизация // Вопросы философ и и .
1 9 9 9 .
№ 1 1 .
С .

92.
26

[Back]