83 источниками человеческого знания было осознано сразу же, как только люди стали размышлять о процессе своего мышления» . Современные естественно-научные концепции познания имеют своим основанием теорию функциональных систем П.К. Анохина, которая логически вытекает из учения А.А. Ухтомского о доминанте. «Мы привыкли думать, обосновывает свою философскую позицию Ухтомский, что физиология это одна из специальных наук, нужных для врача и не нужных для «выработки миросозерцания». Но это столь же неверно, как и положение, что не дело врача, а дело специального священника или метафизика вырабатывать миросозерцание. Теперь надо понять, что разделение «души» и «тела» есть психологический продукт и имеет лишь исторические основания, что дело «души» выработка миросозерцания не может обойтись без законов «тела» и что физиологию надо положить в руководящие основания при изучении законов жизни (в обширном смысле)»^. «В доминанте мы имели неразрывную спайку действия и познания. Это две стороны одной и той же активности», утверждает знаменитый физиолог»'. Процессы познания связываются с работой функциональной системы познавательной деятельности («органов сознания» по А.А. Ухтомскому). Формирование функциональных систем познания осуществляется в процессе индивидуального развития человека на всем протяжении его жизни. Это «система систем», в которой интегрированы функции сенсорных систем, анализа и переработки информации, накапливаемой в процессе всей человеческой жизни. В функциональные системы познания включаются текущий опыт и проектируемая деятельность осознанного самопознания. Вот как представляет себе этот процесс знаменитый актер и режиссер Михаил ' Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. № 5. С.92. ^ Каликанов С В . Бог и человек: Диалектика события в контексте философских идей А.А. Ухтомского // Философские науки. 2002. № 3. С.62. ^ Ухтомский А.А. Доминанта и активность поведения (Из научного наследия А.А. Ухтомского) // Нервная система: Вып.32. С.-Пб, 1996. С. 17. |
все возникающие перед нами вопросы таким образом, чтобы ответы на них оказались внутри одной из двух больших корзин: эмпирической, где ответы на вопросы основываются, в конце концов, на данных наблюдения, и формальной, где ответы на вопросы зависят от чистых вычислений, не искаженных фактическим знанием. Такое разделение является чрезвычайно упрощенной формулировкой: эмпирические и формальные элементы не могут быть разведены с легкостью, но здесь содержится достаточно истины, чтобы не впасть в серьезное заблуждение. Различие между этими двумя основными источниками человеческого знания было осознано сразу же, как только люди стали размышлять о процессе своего мышления". Современные естественнонаучные концепции познания имеют своим основанием теорию функциональных систем П.К. Анохина, которая логически вытекают из учения A . A . Ухтомского о доминанте. " М ы привыкли думать, обосновывает свою философскую позицию Ухтомский, что физиология это одна из специальных наук, нужных для врача и не нужных для "выработки миросозерцания". Но это столь же неверно, как и положение, что не дело врача, а дело специального священника или метафизика ~ вырабатывать миросозерцание. Теперь надо понять, что разделение " д у ш и " и "тела" есть психологический продукт и имеет лишь исторические основания, что дело "души" выработка миросозерцания не может обойтись без законов "тела" и что физиологию надо положить в руководящие основания при изучении законов жизни (в обширном смысле)".^'^ "В доминанте мы имели неразрывную спайку действия и познания. Это две стороны одной и той же активности" утверждает знаменитый физиолог".^'' Процессы познания связываются с работой функциональной сис Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 92. Каликанов С В . Бог и человек: Диалектика со-бытия в контексте философских идей A . A . Ухтомского // Философские науки. 2002. №3. С. 62. Ухтомский A . A . Доминанта и активность поведения (Из научного наследия A . A . Ухтомского) // Нервная система: Вып. 32. СПб., 1996. С. 17. 29 темы познавательной деятельности ("органов сознания" по A . A . Ухтомскому). Формирование функциональных систем познания осуществляется в процессе индивидуального развития человека на всем протяжении его жизни. Это "система систем", в которой интегрированы функции сенсорных систем, анализа и переработки информации, накапливаемой в процессе всей человеческой жизни. В функциональные системы познания включаются текущий опыт и проектируемая деятельность осознанного самопознания. В о т как представляет себе этот процесс знаменитый актер и режиссер Михаил Чехов: "Как чужого, я должен учить себя наблюдать и рассматривать тело свое, как чужое, как инструмент. Пока я не знаю тело свое, как чужое, оно управляет на сцене, а не я им. То же и с голосом. То же и со словом. Пусть узнает актер, что тело его, его голос и мимика, слово его, все это, в целом ~ его инструмент. Пусть он слушает голос свой со стороны, и тогда он узнает его и им овладеет; пусть он внимательно смотрит со стороны на себя, и он овладеет движениями: пусть произносит (и слушает) слово, как музыку, он научит себя говорить". Представления о функциональных системах сознания в значительной мере дополнили сложившиеся к середине 50-х годов рефлекторные основы высших психических функций, однако, далеко не сняли их. В 60-х годах минувшего века, отдавая дань кибернетике и набиравшей силу компьютерной технологии, мыслительные функции мозга пытались уложить в схему работы компьютера ссылкой на данные науки и мозге. "Те сведения о мозге, которые дает нам нейрофизиология и нейроанатомия, по большей части укладываются в схему, согласно которой мозг есть некая разновидность "сетевого нейрокомпьютера", то есть, представляет собой нечто подобное сети взаимосвязанных элементарных вычислительных устройств, параллельно обрабаты Цит. по: Зинченко В.П. Размышления о душе и ее воспитании (час души) // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 119-137. 30 |