Проверяемый текст
Кукушкин Павел Иванович. Онто-гносеологический анализ современных концепций соотношений познания и самопознания (Диссертация 2002)
[стр. 84]

84 Чехов: «Как чужого, я должен учить себя наблюдать и рассматривать тело свое, как чужое, как инструмент.
Пока я не знаю тело свое, как чужое, оно управляет на сцене, а не я им.
То же и с голосом.
То же и со словом.
Пусть узнает актер, что тело его, его голос и мимика, слово его, все это, в целом
его инструмент.
Пусть он слушает голос свой со стороны, и тогда он узнает его и им овладеет; пусть он внимательно смотрит со стороны на себя, и он овладеет движениями: пусть произносит (и слушает) слово, как музыку, он научит себя говорить»'.

Планетарный характер человеческого разума, представленный нам В.И.
Вернадским, не снимает, однако, его сугубо индивидуального содержания в самопознании личностных качеств, мнений и поведения каждого человека, через которое и осуществляется постижение вселенской гармонии в ноосферном ее варианте.
С личностью В.И.
Вернадского связано возвращение науки к античному единству, к цельности представлений о человеке и природе.
Он увидел переломный характер века не только в революционных событиях и военных катастрофах, во взлетах технической мысли и формах ее реализации, но, прежде, в новом состоянии Человека и человечества, в коллективной форме его Разума как главной черте новой эпохи жизни
человечества .
«Шанетная научная мысль» это переосмысленное В.И.
Вернадским представление древних мудрецов об одушевленной Вселенной, в которой великий ум нашего современника находит основу для ноосферного мышления.
Принципиально новым направлением в
системе познания мира явилось активное внедрение в науку второй половины XX столетия новых представлений о реальном участии информации в программировании развития глобальных систем (биосферы, ноосферы, Вселенной).
Обоснованность
допущения о широком участии информации в основных природных процессах ' Цит.
по: Зинченко В.П.
Размышления о душе и ее воспитании (час души) // Вопросы философии.
2002.
№ 2.
С.П9-137.
^
Вернадский В.И.
Автотрофность человечества: Антология философской мысли.
М.,
2002.
С.289.
[стр. 30]

темы познавательной деятельности ("органов сознания" по A .
A .
Ухтомскому).
Формирование функциональных систем познания осуществляется в процессе индивидуального развития человека на всем протяжении его жизни.
Это "система систем", в которой интегрированы функции сенсорных систем, анализа и переработки информации, накапливаемой в процессе всей человеческой жизни.
В функциональные системы познания включаются текущий опыт и проектируемая деятельность осознанного самопознания.
В о т как представляет себе этот процесс знаменитый актер и режиссер Михаил Чехов: "Как чужого, я должен учить себя наблюдать и рассматривать тело свое, как чужое, как инструмент.
Пока я не знаю тело свое, как чужое, оно управляет на сцене, а не я им.
То же и с голосом.
То же и со словом.
Пусть узнает актер, что тело его, его голос и мимика, слово его, все это, в целом
~ его инструмент.
Пусть он слушает голос свой со стороны, и тогда он узнает его и им овладеет; пусть он внимательно смотрит со стороны на себя, и он овладеет движениями: пусть произносит (и слушает) слово, как музыку, он научит себя говорить".

Представления о функциональных системах сознания в значительной мере дополнили сложившиеся к середине 50-х годов рефлекторные основы высших психических функций, однако, далеко не сняли их.
В 60-х годах минувшего века, отдавая дань кибернетике и набиравшей силу компьютерной технологии, мыслительные функции мозга пытались уложить в схему работы компьютера ссылкой на данные науки и мозге.
"Те сведения о мозге, которые дает нам нейрофизиология и нейроанатомия, по большей части укладываются в схему, согласно которой мозг есть некая разновидность "сетевого нейрокомпьютера", то есть, представляет собой нечто подобное сети взаимосвязанных элементарных вычислительных устройств, параллельно обрабаты Цит.
по: Зинченко В.П.
Размышления о душе и ее воспитании (час души) // Вопросы философии.
2002.
№ 2.
С.

119-137.
30

[стр.,35]

ружающему миру еще до того, как он становится способным воспринимать сенсорную информацию об окружающем мире".^^ Процесс индивидуального развития (по Уилберу) это движение от подсознания к самосознанию и сверхсознанию.
В сознании новорожденного (первого стадия развития) нет ни времени, ни пространства, ни объективности.
Различия между субъектом и познаваемым миром пока не существует.
Вторая стадия развития соотносится с примитивным различием субъективного и объективного мира.
Самопознание субъективного мира становится возможным только на стадии дифференциации телесных функций (дифференциации ощущений собственного тела).
С обретением языка, ментальных функций начинается стадия речевого участия.
На этом этапе сознания Я самости человек отчетливо отделяет себя от телесной сущности (ментально эготический этап, по Уилберу).
Личностное самопостижение завершается на этапе интеграции личностных и социальных качеств.
Планетарный характер человеческого разума, представленный нам В.И.
Вернадским, не снимает, однако, его сугубо индивидуального содержания в самопознании личностных качеств, мнений и поведения каждого человека, через которое и осуществляется постижение вселенской гармонии в ноосферном ее варианте.
С личностью В.И.
Вернадского связано возвращение науки к античному единству, к цельности представлений о человеке и природе.
Он увидел переломный характер века не только в революционных событиях и военных катастрофах, во взлетах технической мысли и формах ее реализации, но, прежде, в новом состоянии Человека и человечества, в коллективной форме его Разума как главной черте новой эпохи жизни
человече40 ства.
Дельгадо X .
Мозг и сознание: Пер.
с англ.
Л.Я.
Белопольского / Под ред.
и с предисловием Г.Д.
Смирнова.
М .
: Мир, 1971.
С.
87.
''^ Вернадский В.И.
Авт^ Автотрофность человечества: Антология философской мысли.
М.:
Педагогика Пресс.
С.
289.
35

[стр.,36]

Планетная научная мысль" это переосмысленное В.И.
Вернадским представление древних мудрецов об одушевленной Вселенной, в которой великий ум нашего современника находит основу для ноосферного мышления.
Принципиально новым направлением в
систему познания мира явилось активное внедрение в науку второй половины X X столетия новых представлений о реальном участии информации в программировании развития глобальных систем (биосферы, ноосферы, Вселенной).
Обоснованность
допуЕцения о широком участии информации в основных природных процессах подтверждается ее ролью в процессах кодирования программ развития живых организмов.
"Дух и материя, в конечном счете, совпадают в нашем мозге.
Дух и материя являются двумя сторонами одной и той же медали, утверждает профессор Хакен.
Выражаясь на языке синергетики, дух является как бы параметром порядка, а нервные клетки частями, подчиненными ему.
И, напротив, в результате циклической причинности коллективное нервных клеток определяет параметр порядка"."" Модель будупдего разума нового организма является информационной моделью, код которой в настояш;ее время практически полностью расшифрован.
Направленность и детали развития будущего организма определяется последовательностью расположения нуклеотидов в двойной спирали молекулы дезоксирибонуклеиной и рибонуклеиновой (у отдельных видов низших организмов) кислот.
Между ветвями двойной спирали имеются перекладинки, наподобие веревочной лестницы, содержащие по два нуклеотида (из имеющихся четырех).
Четыре типа нуклеотидов это четыре "буквы", при помощи которых записывается информация, определяющая развитие будущего организма.
Однако геном не содержит информации о том, какими реакциями будет отвечать организм на внешние воздействия.
Прогнозирование этих реакций носит вероятностный характер.
41 поведение Синергетике 30 лет: Интервью с профессором Хакеном // Вопросы философии.
2 0 0 0 .
№ 3 .
С .
50.
36

[Back]