Проверяемый текст
Кукушкин Павел Иванович. Онто-гносеологический анализ современных концепций соотношений познания и самопознания (Диссертация 2002)
[стр. 85]

85 подтверждается ее ролью в процессах кодирования программ развития живых организмов.
«Дух и материя, в конечном счете, совпадают в нашем мозге.
Дух и материя являются двумя сторонами одной и той же медали, утверждает профессор Хакен
Это положило основу синергийной методологии.
Выражаясь на языке синергетики, дух является как бы параметром порядка, а нервные клеткичастями, подчиненными ему.
И, напротив, в результате циклической причинности коллективное
поведение нервных клеток определяет параметр порядка»'.
В философских концепциях открытого общества, на место в котором претендует отечественная философская мысль, особое значение имеет нетрадиционное осмысление соотношения Большой науки и законов
социального развития, в которых самопознанию, осознанию человеком своего места в социуме принадлежит существенно значимая роль.
Законы социального развития должны корректироваться рациональной логикой.
«Имеет ли в современном мире шансы на выживание то общество, которое отказывается от научной
рациональности?»задает риторический вопрос В.А.
Лекторский» .
Ответ очевиден: нет, не имеет, как не имеет и шансов на выживание Большая Наука (по К.
Попперу), если она не опирается на рациональность.
В силу установленного К.
Поппером тождества теории познания и социальной теории, философия постмодернизма (основные интенции которой
сокрушающая критика традиционных ценностей, рационализма, гуманизма, историзма; радикальное неприятие современной социальной самоорганизаии; отрицание возможностей отдельной личности быть ответственной за свои решения и действия, ее способности противостоять ' Синергетике 30 лет: Интервью с профессором Хакеном // Вопросы философии.
2000.
№ 3.
С.50.
^
«Круглый стол» журналов «Вопросы философии» и «Науковедение», посвященный обсуждению книги B.C.

Стенина «Теоретическое знание» // Вопросы философии.
2001.№1.С.4-5.
[стр. 36]

Планетная научная мысль" это переосмысленное В.И.
Вернадским представление древних мудрецов об одушевленной Вселенной, в которой великий ум нашего современника находит основу для ноосферного мышления.
Принципиально новым направлением в систему познания мира явилось активное внедрение в науку второй половины X X столетия новых представлений о реальном участии информации в программировании развития глобальных систем (биосферы, ноосферы, Вселенной).
Обоснованность допуЕцения о широком участии информации в основных природных процессах подтверждается ее ролью в процессах кодирования программ развития живых организмов.
"Дух и материя, в конечном счете, совпадают в нашем мозге.
Дух и материя являются двумя сторонами одной и той же медали, утверждает профессор Хакен.

Выражаясь на языке синергетики, дух является как бы параметром порядка, а нервные клетки частями, подчиненными ему.
И, напротив, в результате циклической причинности коллективное
нервных клеток определяет параметр порядка"."" Модель будупдего разума нового организма является информационной моделью, код которой в настояш;ее время практически полностью расшифрован.
Направленность и детали развития будущего организма определяется последовательностью расположения нуклеотидов в двойной спирали молекулы дезоксирибонуклеиной и рибонуклеиновой (у отдельных видов низших организмов) кислот.
Между ветвями двойной спирали имеются перекладинки, наподобие веревочной лестницы, содержащие по два нуклеотида (из имеющихся четырех).
Четыре типа нуклеотидов это четыре "буквы", при помощи которых записывается информация, определяющая развитие будущего организма.
Однако геном не содержит информации о том, какими реакциями будет отвечать организм на внешние воздействия.
Прогнозирование этих реакций носит вероятностный характер.
41 поведение Синергетике 30 лет: Интервью с профессором Хакеном // Вопросы философии.
2 0 0 0 .
№ 3 .
С .
50.
36

[стр.,37]

Вероятностное прогнозирование это внутренняя для нового существа модель того вероятностного мира, в котором протекает его индивидуальная жизнь.
Николай Александрович Бернштейн назвал ее моделью потребного будущего."*^ Это своеобразное предвидение результатов физиологического акта, которое обеспечивается головным мозгом на основе информации о текущей ситуации и о прежнем опыте.
Организм постоянно стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее эффективных путей достижения цели.
Создав программу ее реализации, организм постоянно корректирует ее на основе обратной афферентации (информации о совершаемым физиологическом акте).
Развитие новых сообществ популяций, биогеоценозов, биосферы в целом, подчинено закономерностям эволюции, среди которых вероятностное прогнозирование играет решающую роль в определении ее направленности.
В философии X X столетия прочные позиции занимает онтологизм в раскрытии сущностей, то есть обосновываются допущения о реальном бытии предметов действительности, их свойствах и развитии.
Основополагающие данные о свойствах и сущностях предметного мира получают гносеологический фундамент: от онтологического бытия предметы реальности получают модуль возможностей осознания их бытия в развитии, в движении, в возможностях познания.
В философских концепциях открытого общества, на место в котором претендует отечественная философская мысль, особое значение имеет не традиционное осмысление соотношения Большой науки и законов
социальное развития, в которых самопознанию, осознанию человеком своего места в социуме принадлежит существенно значимая роль.
Законы социального развития должны корректироваться рациональной логикой.
"Имеет ли в современном мире шансы на выживание то общество, которое отказывается от на
Бернштейн H .
A .
Очерки физиологии движений и физической активности.
М.: Наука, 1966.
37

[стр.,38]

учной рациональности?" задает риторический вопрос В.А.
Лекторский/^ Ответ очевиден: нет, не имеет, как не имеет и шансов на выживание Большая Наука (по К.
Попперу), если она не опирается на рациональность.
В силу установленного К.
Поппером тождества теории познания и социальной теории, философия постмодернизма (основные интенции которой
сокрушаюЕцая критика традиционных ценностей, рационализма, гуманизма, историзма; радикальное неприятие современной социальной самоорганизаии; отрицание возможностей отдельной личности быть ответственной за свои решения и действия, ее способности противостоять могуществу надличностных структур, социально-политических, идеологических и пр.) совершенно не пригодна для общества, ведущего долгую, трудную и кровопролитную борьбу с хорошо вооруженным противником".'''' Неоднозначность суждений о роли социальных факторов в познании действительности повышает значимость естественнонаучных концепций познания, как основы мировосприятия и миропонимания.
В.
Куайн снимает с эпистемологии претензии на некое "высшее постижение" мира, превосходящее понимание науки.
Достижения науки вполне достаточны для объяснения самой же науки.
Вся наука представляет собой нечто похожее на силовое поле, чьими предельными состояниями является опыт.
"Конфликт с опытом на периферии вызывает реорганизации внутри поля таким образом, что переоценка одних высказываний влечет переоценку других, в силу их логической взаимосвязанности.
Сами же логические законы являются просто более дальними элементами поля, а вовсе не некими супранатуральными "данностями" или, тем более, сущностя "Круглый стол" журналов "Вопросы философии" и "Науковедение", посвященный обсуждению книги B.C.
Степина "Теоретическое знание" // Вопросы философии.
2001.
№ 1.-С.4-5.

Дубровский Д.И.
Постмодернистская мода // Вопросы философии.
2001.
№ 8.
С.
43.
38

[Back]