28 о русской истории говорил, что человеколюбие у наших предков было тоже, что нищелюбие. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих для их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни . Вводивший христианство на Руси князь Владимир, за нищелюбие причислен к лику святых, наказывал: "Блаженны, милостивы, ибо они помилованы будут". Владимир, подчеркивает летописец Нестор, заботился о создании богоделен, о старых и убогих. Больше других прославился правнук Владимира Владимир Мономах заботой об убогих и организацией богодельных изб. Великий князь московский Иван Данилович получил прозвище "Калита" (мешок с деньгами) потому что постоянно раздавал из своего кошелька деньги нуждающимся. У царя Алексея Михайловича во дворе "в особых хоромах" жили "придворные" нищие "старые старики", которых царь "содержал по заветам церкви" и для "благочестивых с ними бесед". Даже такие жестокие цари как Иван Грозный и Петр Великий проявляли заботу о несчастных. На созванном в 1551 году Иваном Грозным стоглавом соборе был поставлен вопрос о необходимости организовать богодельню для больных, стариков и содержать их за счет казны и церкви. Именно при Петре I Российское государство впервые взяло на себя определенные обязанности по оказанию помощи некоторым категориям нуждающихся, прежде всего отставным солдатам и голодающим, а также детям, больным и одряхлевшим старикам. Стараясь быть последовательницей петровских начинаний, Екатерина II учредила специальные "приказы общественного призрения", в функции которых среди прочего входило "установление и назидание богоделен для мужского и женского пола убогих, увечных и престарелых, кои пропитания ине имеют . 1См.: Ключевский В.О. |
16 ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ч § 1. Социальная работа как социально-гуманитарный институт и институт управления Социальная работа в России имеет свою многовековую историю. Общественная благотворительность получила свое развитие еще в домонгольский период. Историки традиционно выделяют четыре периода становления социальной работы в России: 1) «нищелюбие» (с IX до середины ХУ111 века); 2) основание государственного призрения (от 60-х годов XY111 века до реформ 1861 года); 3) либерализация социальной политики и передача основных функций государственного призрения земскому самоуправлению (60-е годы XIX века до 1917 года); 4) советский период (с 1917 до начала 90-х годов). Классик русской исторической науки В.О. Ключевский в курсе лекций о русской истории говорил, что человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих для их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни1. Вводивший христианство на Руси князь Владимир, за нищелюбие причисленный к лику святых, наказывал: "Блаженны, милостивы, ибо они помилованы будут". Владимир, подчеркивает летописец Нестор, заботился о создании богаделен, о старых и убогих. Больше других прославился правнук Владимира Владимир Мономах заботой об убогих и организацией богадельных изб. Великий князь московский Иван Данилович получил прозвище «Калита» (мешок с деньгами), потому, что постоянно раздавал из своего кошелька деньги нуждающимся. У царя Алексея Михайловича во дворе «в особых хоромах» 1 См.: Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. В 3-х кн., кн.-2. М., 1993. С. 144-147. 17 жили «придворные» нищие «старые старики», которых царь «содержал по заветам церкви» и для «благочестивых с ними бесед». Даже такие «жестокие» цари как Иван Грозный и Петр Великий проявляли заботу о несчастных. На созванном в 1551 году Иваном Грозным стоглавом соборе был поставлен вопрос о необходимости организовать богадельню для больных, стариков и содержать их за счет казны и церкви. Именно при Петре 1 Российское государство впервые взяло на себя определенные обязанности по оказанию помощи некоторым категориям нуждающихся, прежде всего отставным солдатам и голодающим, а также детям, больным и одряхлевшим старикам. Стараясь быть последовательницей петровских начинаний, Екатерина II учредила специальные «приказы общественного призрения», для управления учебными заведениями, богадельнями, сиротскими домами и другими благотворительными местами . Несколько позже возникли Филантропическое общество, Общество благотворения, Комитет о раненых (после 1812 года), Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников. Отметим признанный подвиг удивительных людей, положивших свою жизнь и состояние на алтарь благотворительности и умерших в нищете Н.И.Новикова, И.Г.Шварца, Ф.И.Гааза, И.И.Бецкого и других. Заметный вклад в благотворительную деятельность дореволюционной России внесли русские предприниматели С.Т.Морозов, С.Н.Сандунов, А.А. Вахрушев и другие, а традиции, заложенные ими, и сегодня служат примером для российских предпринимателей. Российская культура буквально пронизана идеей милосердия. От Владимира «Красное солнышко», от пушкинского призыва милости к падшим, от 1 См.: Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. Кн.З М., 1993. С.299. 1 |