29 Несколько позже возникли Филантропическое общество, Общество благотворения, Комитет о раненых (после 1812 года), Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников. Отметим признанный подвиг удивительных людей, положивших свою жизнь и состояние на алтарь благотворительности и умерших в нищете Н.И.Новикова, И.Г.Шварца, Ф.И.Гааза, И.И.Бецкого и других. Российская культура буквально пронизана идеей милосердия. От Владимира "Красное солнышко", от пушкинского призыва милости к падшим, от толстовства до самоотреченности и страстной защиты прав человека А.Д. Сахаровым. Что касается Северного Кавказа, здесь особенно широко были распространены традиции благотворительности и социального обеспечения. С течением времени, особенно в ходе проникновения на территорию нынешней Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии Алании ислама, многие обычаи и традиции стали им освящаться и приспосабливаться к традициям и неформальным отношениям внутри общины, рода, семьи. Поддержание в обществе высокого уважения к старшим на принципах и гуманизма, милосердия, на традициях почитания пожилых людей, независимо от пола, национальности, имущественного и социального положения, кровного родства, во многом помогло организации жизнедеятельности горских народов. Управленческая работа, сформировавшись как коррегирующая деятельность по оптимизации общественно значимых флуктуаций, как сфера деятельности людей, постепенно стала и объектом разностороннего научного исследования. Метафора "управленческая работа" в познавательном понятийном пространстве раскрывается через систему смыслов: таких как деятельность, профессия, личность клиента, личность профессионала, образование, инсти |
17 жили «придворные» нищие «старые старики», которых царь «содержал по заветам церкви» и для «благочестивых с ними бесед». Даже такие «жестокие» цари как Иван Грозный и Петр Великий проявляли заботу о несчастных. На созванном в 1551 году Иваном Грозным стоглавом соборе был поставлен вопрос о необходимости организовать богадельню для больных, стариков и содержать их за счет казны и церкви. Именно при Петре 1 Российское государство впервые взяло на себя определенные обязанности по оказанию помощи некоторым категориям нуждающихся, прежде всего отставным солдатам и голодающим, а также детям, больным и одряхлевшим старикам. Стараясь быть последовательницей петровских начинаний, Екатерина II учредила специальные «приказы общественного призрения», для управления учебными заведениями, богадельнями, сиротскими домами и другими благотворительными местами . Несколько позже возникли Филантропическое общество, Общество благотворения, Комитет о раненых (после 1812 года), Комитет призрения заслуженных гражданских чиновников. Отметим признанный подвиг удивительных людей, положивших свою жизнь и состояние на алтарь благотворительности и умерших в нищете Н.И.Новикова, И.Г.Шварца, Ф.И.Гааза, И.И.Бецкого и других. Заметный вклад в благотворительную деятельность дореволюционной России внесли русские предприниматели С.Т.Морозов, С.Н.Сандунов, А.А. Вахрушев и другие, а традиции, заложенные ими, и сегодня служат примером для российских предпринимателей. Российская культура буквально пронизана идеей милосердия. От Владимира «Красное солнышко», от пушкинского призыва милости к падшим, от 1 См.: Ключевский В.О. Русская история: полный курс лекций. Кн.З М., 1993. С.299. 1 18 толстовства до самоотреченности и страстной защиты прав человека А.Д. Сахаровым. Что касается Северного Кавказа, здесь особенно широко были распространены традиции благотворительности и социальной помощи. С течением времени, особенно в ходе проникновения на территорию нынешней Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии Алании ислама, многие обычаи и традиции стали им освящаться и приспосабливаться к традициям и неформальным отношениям внутри общины, рода, семьи. Поддержание в обществе высокого уважения к старшим на принципах гуманизма, милосердия, на традициях почитания пожилых людей, независимо от пола, национальности, имущественного и социального положения, кровного родства, во многом помогло организации жизнедеятельности горских народов. Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, постепенно стала и объектом разностороннего научного исследования. Феномен «социальная работа» в познавательном понятийном пространстве раскрывается через систему смыслов: деятельность, профессия, личность «клиента», личность профессионала, образование, институты помощи и другие . В нашем исследовании мы понимаем ее как «социологический феномен», то есть, рассматриваем в институциальном ракурсе. Реализуя этот методологический подход, мы опираемся и на идею Ханса-Уве Отто о том, что "бок о бок с социологическим объяснением институциональных изменений явно существует более широкая потребность в прикладном социально-научном знании спеП цифической развивающейся социальной области" . См.: Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М.Воронеж, 1997,С. 5. ' У “ Ханс-Уве Отто. Некоторые аспекты соотношения между социальной работой и социологией // Проблемы теоретической социологии.-С.50. |