Проверяемый текст
Стеблей, Наталья Анатольевна; Социально-политическая активность женщин Кабардино-Балкарии в XX веке (Диссертация 2001)
[стр. 35]

35 О на произошедшие в стране кардинальные изменения социальной, экономической и идеологической сфер, на уровне доминирующих норм социального плана оставались территорией полного и практически безраздельного господства этнических моделей поведения.
Закономерным итогом этого обстоятельства было то, что в исходных своих формах
социальная активность получала реализацию на тех направлениях, которые никоим образом не противоречили общепринятым традициям.
Вмешательство
государства "метасимстемы резко изменило ситуацию.
Советская историческая традиция предпочитала оставлять вне сферы своего внимания реальные показатели грамотности населения
периферии страны в 20-х годах прошлого века.
Подавляющее большинство исследователей просто постулируют мысль о поголовной или почти поголовной безграмотности нацменьшинств Советской России, приводя прямо-таки катастрофические цифры: "За годы Советской власти в экономике и культуре национальных окраин...
произошли огромные
изменения.
Особенно разительны они в жизни кабардинцев и балкарцев, которые до Великого Октября не имели своей письменности: грамотных было всего 2-3% населения..." .
Еще более удручающую картину рисуют в специализированных изданиях, посвященных непосредственно истории партии: "...Наследием великодержавного шовинизма, царизма и империализма являлась поголовная неграмотность населения Нальчикского округа.
По данным Всероссийской переписи 1920 года на каждые 100 жителей Нальчикского округа приходилось грамотных: русских 33, кабардинцев 2, балкарцев
-1 м2 Однако реальная ситуация была иной.
До 1923-1924 гг.
практически в каждом населенном пункте КБР действовали школы при конфессиональных учреждениях: в кабардинских и балкарских селах медресе, в русских церковно-приходские школы.
К сожалению, ни в одном из архивов КБР на
сего1Мамсиров Х.Б., Соблиров М.З.
Деятельность культурно-просветительных учреждений Кабардино-Балкарии в годы первой пятилетки.
Цит.
по кн.: Из истории развития культуры социалистической Кабардино-Балкарии.
Нальчик, 1981.
С.
28.
2Очерки истории Кабардино-Балкарской организации КПСС.
Нальчик, 1971.
С.
73-74.
[стр. 56]

Глава 2.
Формы женской социально-политической активности в довоенный период § 1.
Естественно-эволюционные формы женской социальной активности Становление женского движения Кабардино-Балкарии после Октябрьской революции возможно довольно четко разделить на два основных этапа, граница между ними одновременно представляется как своеобразный функционально-значимый рубеж в эволюционировании женского общественного сознания.
Короткий период 1920-1925 гг.
видится стадией естественной генерации женской социальной активности, идеологической базой о которой во многом продолжали оставаться традиционные для народов Кабардино-Балкарии поведенческие нормативы, зафиксированные в обычном праве народов республики.
Проявления различных форм женской активности в эти годы не были инициированы идеологическим или политическим заказом, и, в основном, были обусловлены естественными потребностями жизнедеятельности в новой среде.
Вполне понятно, что сельские районы Кабарды и Балкарии, невзирая на произошедшие в стране кардинальные изменения социальной, экономической и идеологической сфер, на уровне гендерных взаимоотношении оставались территорией полного и практически безраздельного господства этнических моделей поведения.
Закономерным итогом этого обстоятельства было то, что в исходных своих формах
женская социальная активность получала реализацию на тех направлениях, которые никоим образом не противоречили общепринятым традициям.
В
основном, это касалось тенденций повышения образовательного ценза горянки.


[стр.,57]

57 Советская историческая традиция предпочитала оставлять вне сферы своего внимания реальные показатели грамотности населения г периферии страны в 20-х годах нашего века.
Подавляющее большинство исследователей просто постулируют мысль о поголовной или почти поголовной безграмотности нацменьшинств Советской России, приводя прямо-таки катастрофические цифры: «За годы Советской власти в экономике и культуре национальных окраин...
произошли огромные
ь изменения.
Особенно разительны они в жизни кабардинцев и балкарцев, которые до Великого Октября не имели своей письменности: грамотных было всего 2-3% населения...»1.
Еще более удручающую картину рисуют в специализированных изданиях, посвященных непосредственно истории партии: «...
Наследием великодержавного шовинизма, царизма и империализма являлась♦ поголовная неграмотность населения Нальчикского округа.
По данным Всероссийской переписи 1920 года на каждые 100 жителей Нальчикского округа приходилось грамотных: русских 33, кабардинцев 2, балкарцев
-I»2.
Однако реальная ситуация была иной.
До 1923-1924 гг.
практически в каждом населенном пункте КБР действовали школы при конфессиональных учреждениях: в кабардинских и балкарских селах медресе, в русских церковно-приходские школы.
К сожалению, ни в одном из архивов КБР на
сегодняшний день нет документов, напрямую говорящих о масштабах проводимой конфессиями работы.
Количественные показатели, касающиеся русскоязычной части можно, по всей видимости, считать безвозвратно утерянными, что касается школ при медресе, отдельные документы позволяют хотя бы частично восстановить картину тех лет.
В первой половине 1925 года курсанты Ленинского учебного городка (далее по тексту ЛУГ), проводившие паспортизацию сел КБАО, обращали особое внимание на деятельность конфессиональных

[стр.,92]

92 ПРИМЕЧАНИЯ 1 Мамсиров Х.Б., Соблиров М.З.
Деятельность культурнопросветительных учреждений Кабардино-Балкарии в годы первой пятилетки.
Цит.
по кн.: Из истории развития культуры социалистической Кабардино-Балкарии.Нальчик, 1981,С.
28.
2 Очерки истории Кабардино-Балкарской организации КПСС.Нальчик, 1971,-С.
73-74.

3ЦТА КБР, ф.
Р-2, оп.
1,д.
№288, л.
31-70.
4ЦГА КБР, ф.
Р-2, оп.
1,д.
№ 288, л.
34.
5ЦГА КБР, ф.
Р-2, оп.
1,д.
№288, л.
37а.
6 Биттирова Т.Ш.
СудьбаФатимы Абаевой//Минги тау.
-1990 № 2.
7Ленин В.И.
Полн.Собр.Соч.
Т.
36,С.
136-140; Т.
37.С.
227-223.
8Библиотека РАГС, ф.
16, д.
32, л.
12-56.
9 Карачаево-Балкарские деятели культуры конца 19-начала 20 в.Нальчик, 1996.С.
82-84.
10ЦГА КБР, ф.
Р-2, оп.
1, д.
№ 288, л.
10-134.
11ЦГА КБР, ф.
Р-2, оп.
1, д.
№ 282, л.
За.
12 Очерки истории Кабардино-Балкарской организации КПСС Нальчик, 1971.-С.
83.
13ЦДНИ КБР, ф.
1, оп.
1, д.
38-43.
14ЦДНИ КБР, ф.
1, оп.
1, д.№ 41,л.
10.
15Личный архив Толгурова Т.З.
16ЦДНИ КБР, ф.1, оп.
1, д.
№ 72, л.
84.
17Хорн К.
Женская психология.
-С-Птб., 1993,С 87-89.
1Я Ахметова Г.Ф.
Башкирская женщина в условиях современного города.
Цит.
по.кн.: Гендерные проблемы в этнографии,М., 1998.
-С.
4658.

[Back]