Проверяемый текст
Стеблей, Наталья Анатольевна; Социально-политическая активность женщин Кабардино-Балкарии в XX веке (Диссертация 2001)
[стр. 36]

36 дняшний день нет документов, напрямую говорящих о масштабах проводимой конфессиями работы.
Количественные показатели, касающиеся русскоязычной части можно, по всей видимости, считать безвозвратно утерянными, что касается школ при медресе, отдельные документы позволяют хотя бы частично восстановить картину тех лет.
В первой половине 1925 года курсанты Ленинского учебного городка (далее по тексту ЛУГ), проводившие паспортизацию сел КБАО, обращали особое внимание на деятельность конфессиональных
образовательных учреждений, по крайней мере, ни одно из типовых сообщений слушателей ЛУГа не обходилось без упоминания о них .
По сообщениям наиболее исполнительных курсантов, приводивших помимо всего прочего и цифровые данные, количество учеников в медресе доходило в среднем до 40-50 человек в зависимости от размеров населенного пункта, а доля обучавшихся девочек иногда составляла 50%, и ни разу не*
Л опускалась ниже показателя в 20%.
Аналогичные, за редкими исключениями, сведения поступают практически от всех курсантов ЛУГа, командированных в национальные села.
Построение простейшей демографической модели
дает нам весьма внушительную цифру грамотных в Кабардино-Балкарии начала 20-х годов.
Конечно, знание арабской письменности и грамотность исламского образца вскоре оказались абсолютно нефункциональными, но как свидетельство высокого уровня социальной активности
населения, поощряемой обычным правом, эти показатели весьма красноречиво свидетельствуют о том, что никакой "забитости" и тотальной неграмотности населения Кабарды и Балкарии не было и в помине.
Следует отметить, что, невзирая на многочисленные рапорты о "европеизации" горцев, в действительности оборачивавшиеся изживанием традиционных для большей части Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии, в ча1ЦГА КБР, ф.
Р-2, оп.
1, д.
№ 288, л.
31-70.у 1 Там же, л.
34.
[стр. 57]

57 Советская историческая традиция предпочитала оставлять вне сферы своего внимания реальные показатели грамотности населения г периферии страны в 20-х годах нашего века.
Подавляющее большинство исследователей просто постулируют мысль о поголовной или почти поголовной безграмотности нацменьшинств Советской России, приводя прямо-таки катастрофические цифры: «За годы Советской власти в экономике и культуре национальных окраин...
произошли огромные ь изменения.
Особенно разительны они в жизни кабардинцев и балкарцев, которые до Великого Октября не имели своей письменности: грамотных было всего 2-3% населения...»1.
Еще более удручающую картину рисуют в специализированных изданиях, посвященных непосредственно истории партии: «...
Наследием великодержавного шовинизма, царизма и империализма являлась♦ поголовная неграмотность населения Нальчикского округа.
По данным Всероссийской переписи 1920 года на каждые 100 жителей Нальчикского округа приходилось грамотных: русских 33, кабардинцев 2, балкарцев -I»2.
Однако реальная ситуация была иной.
До 1923-1924 гг.
практически в каждом населенном пункте КБР действовали школы при конфессиональных учреждениях: в кабардинских и балкарских селах медресе, в русских церковно-приходские школы.
К сожалению, ни в одном из архивов КБР на сегодняшний день нет документов, напрямую говорящих о масштабах проводимой конфессиями работы.
Количественные показатели, касающиеся русскоязычной части можно, по всей видимости, считать безвозвратно утерянными, что касается школ при медресе, отдельные документы позволяют хотя бы частично восстановить картину тех лет.
В первой половине 1925 года курсанты Ленинского учебного городка (далее по тексту ЛУГ), проводившие паспортизацию сел КБАО, обращали особое внимание на деятельность конфессиональных


[стр.,58]

N.
58 образовательных учреждений, по крайней мере, ни одно из типовых О сообщений слушателей ЛУГа не обходилось без упоминания о них .
г По сообщениям наиболее исполнительных курсантов, приводивших помимо всего прочего и цифровые данные, количество учеников в медресе доходило в среднем до 40-50 человек в зависимости от размеров населенного пункта, а доля обучавшихся девочек иногда составляла 50%, и ни разу не опускалась ниже показателя в 20%.
Так, в сообщении курсанта Жанхота Хужокова указывается, что в медресе селения Нижний Черек обучается 30 учеников, из них 15 девочек возраста от 10 до 14 лет4.
Таубиев Темболат называет то же количество учениц в Аушигерском медресе5, аналогичные, за редкими исключениями, сведенья поступают практически от всех курсантов ЛУГа, командированных в национальные села.
Построение простейшей демографической модели
с учетом процентного соотношения обучавшихся в медресе девочек-горянок дает нам весьма внушительную цифру в 30-35% грамотных женщин-горянок в Кабардино-Балкарии начала 20-х годов.
С учетом длительного перерыва с 1918 года, а, быть может, и с 1914, долю грамотных женщин можно предположить лежащей в границах 20-25 %, но никак не меньше.
Конечно, знание арабской письменности и грамотность исламского образца вскоре оказались абсолютно нефункциональными, но как свидетельство высокого уровня социальной активности
женщин, допускаемой обычным правом, эти показатели весьма красноречиво свидетельствуют о том, что никакой «забитости» и тотальной неграмотности населения Кабарды и Балкарии не было и в помине.
Очень коротко в это же время обозначилась деятельность некоторых представительниц пассионарного этапа развития женского движения, которые в новых условиях уже не могли выступать центрами активизации женской социальной активности, и лишь чисто

[Back]