Проверяемый текст
Стеблей, Наталья Анатольевна; Социально-политическая активность женщин Кабардино-Балкарии в XX веке (Диссертация 2001)
[стр. 37]

37 стности, норм адаптивного поведения новое мышление "западного" типа и сопутствующие ему стереотипы длительное время не приживались на новой советской почве.
Устойчивость и сохранность традиционных поведенческих и ментальных стереотипов
населения Кабардино-Балкарии в начале 20-х годов была, по всей видимости, столь значащим фактором, что, идя на сознательную активизацию части социума активизацию в "европейском" понимании партийное руководство республики было вынуждено считаться с этим: "...Были сделаны первые шаги по раскрепощению женщины-горянки.
Областной партийный комитет решил начать эту работу в селении Акбаш, где с л а б е е б ы л о в л и я н и е д у х о в е н с т в а (курсив автора)" .

Советская власть не была реально заинтересована в развитии естественно-эволюционных форм
социальной активности.
Как показало ближайшее время, партийное руководство республики стремилось к формированию
социально-значимых структур, которые функционировали бы в качестве непосредственных проводников идеологии и политики партии, психологическая же подготовленность горцев к участию в подобной работе руководство не интересовала.
Деятельность РКП(б), советских органов свелась к поэтапной ликвидации всех зачаточных на тот момент видов
социальной активности, обусловленной внутренними естественными факторами, так как в среде традиционного общежития, в значительной мере определявшейся институтами, враждебными по своей сути советской власти прежде всего конфессиональными, естественные типы активности воспринимались как, по меньшей мере, бесполезные для целей новой власти.
Попытки социально активизировать население Кабардино-Балкарии со стороны партийных и советских органов начались с момента установления советской власти.
Показательно, что в некоторых моментах советское
госуОчерки истории Кабардино-Балкарской организации КПСС.
Нальчик, 1971.
С.
83.
[стр. 61]

61 женщины отсутствуют, равно, как и в протоколах общих сходов граждан населенных пунктов не зафиксировано ни одно публичное выступление со стороны горянок10.
Следует отметить, что, невзирая на многочисленные рапорты о «раскрепощении» горянки, в действительности оборачивавшегося изживанием традиционных для большей части Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии, в частности, норм адаптивного поведения женщин, новое мышление «западного» типа и сопутствующие ему стереотипы поведения длительное время не приживались на новой советской почве даже в сравнении с показателями внутренней и социальной свободы женщин дореволюционного периода.
К слову, первые случаи судебного разбирательства с подачей исков горянками относятся только к середине 20-х годов.
Так, в списке дел, назначенных к слушанию по гражданскому отделу областного суда на февраль 1925 года, значатся только два разбирательства с участием женщин имущественный иск гражданки села Нартан Кули Кажаровой к мужу и аналогичное дело жительницы 11 Нальчика Марфы Толстовой .
В 1920-1922 годах же, подобные примеры во всяком случае, с участием кабардинок и балкарок если и были, то решались приватным образом, без нарушения требований обычного права.
Естественносоциальная в современном понимании пассивность женщин Кабардино-Балкарии не могла не обусловить образования огромной лакуны в общей парадигме социальных потенций общества, лакуны, которая должна была неизбежно заполнится если не путем становления естественных форм женской активности и ее организованных форм, то инициацией таковых «сверху».
Устойчивость и сохранность традиционных поведенческих и ментальных стереотипов
женской части населения Кабардино-Балкарии в ь начале 20-х годов, была, по всей видимости, столь значащим фактором, что, идя на сознательную активизацию женского населения

[стр.,62]

62 активизацию в «европейском» понимании партийное руководство республики было вынуждено считаться с этим: «...
Были сделаны первые шаги по раскрепощению женщины-горянки.
Областной партийный комитет решил начать эту работу в селении Акбаш, где слабее было влияние духовенства (курсив автора)»12.

ч Советская власть не была реально заинтересована в развитии естественно-эволюционных форм женской социальной активности.
Как показало ближайшее время, партийное руководство республики стремилось к формированию
женского движения в его организованных формах, которые функционировали бы в качестве непосредственных проводников идеологии и политики партии, психологическая же участию интересовала.
Деятельность РКП(б), советских органов свелась к поэтапной ликвидации всех зачаточных на тот момент видов
женской социальной активности, обусловленной внутренними естественными факторами, так как в среде традиционного общежития, в значительной мере определявшейся институтами, враждебными по своей сути советской власти прежде всего конфессиональными, естественные типы женской активности воспринимались как, по меньшей мере, бесполезные для целей новой власти.
Тем не менее, осознавая малую действенность воздействия на сознание женщин на культурно-презентативном уровне, советские и партийные органы были вынуждены идти и на поддержку некоторых видов женской социальной активности, которые могли бы реально послужить основой повышения социального статуса женщины-горянки, изменениям в ее сознании.
Прежде всего, это касалось помощи женщинам в видах о деятельности, которые непосредственно затрагивали ее внутрисемейное

[стр.,67]

67 §2.
Становление социальной базы политически зависимых форм женской активности.
Попытки активизировать женскую часть населения КабардиноБалкарии со стороны партийных и советских органов начались с момента установления советской власти.
Показательно, что в некоторых моментах советское
государство полностью дублировало практику царской администрации.
В частности, борьба с так называемыми «похищениями» девушек и выплатами калыма уже с 1918 года была областью пристального внимания новой власти20 так же, как и за неполную четверть века до этого.
Партия всячески способствовала вовлечению женщин в общественную жизнь, создавая при этом все новые и новые организационные формы.
Работа женсоветов и создававшихся е 1922 года женских групп содействия РКП(б) находилась под неусыпным контролем.
Однако первые несколько лет особых результатов это не давало.
Партийные органы республики, по существу, вынуждены были создавать видимость значимого подъема женского движения в условиях практического отсутствия такового.
К слову, часто цитируемое выступление анонимной горянки на митинге, посвященном пятой 91 годовщине Октябрьской революции, было не более чем подготовленной инсценировкой, на что указывают лексические несоответствия в выступлении «горянки», а по сведениям М.Ч.Шаваевой,22 среди выступавших вообще не было ни одной женщины, принадлежавшей бы к коренным национальностям КБР.
Характеризуя ситуацию с женской составляющей общественной ч жизни 20-х годов, Х.И.
Хутуев пишет: «...Выполняя указания крайкома и обкома партии, редакция газеты «Карахалк» выпускала «странички» молодежи и горянок, которые оказывали плодотворное влияние на

[Back]