97 Что же касается, конкретно Кабардино-Балкарии достаточно указать, что в сельских районах КБР уже сегодня возможна поддержка ваххабизма 10-15 процентами только молодежи . В условиях жесточайшего экономического кризиса, усугубляющихся деструкционных процессов распада вертикали государственной власти, безработицы и люмпенизации населения, ислам, причем именно в радикальных своих формах, предстает, как уже указывалось, как безальтернативная консолидирующая идеология значительной части населения. Как особо тревожный факт можно отметить то обстоятельство, что, согласно результатам последних исследований, около 10% населения КБР допускает религиозный экстремизм в качестве оправданного в некоторых случаях средств борьбы за традиционные морально-нравственные системы, поведенческие модели и этические стереотипы. 2 Нормы шариата не представляют опасности государству как таковые, однако в некоторых условиях возможна замена социальных и государственных властных институтов на религиозные, что однозначно упразднит значение Кабардино-Балкарии как форпоста российской государственной политики на Северном Кавказе. Нет сомнения определенные силы в регионе и за его рубежами видят предпочтительным именно такое развитие событии. Главную же опасность в этом смысле представляет то, что распространение получает не только ислам, но и его суррогатные модификации, с четко обозначенной акцентацией на пренебрежение светскими юридическими нормами общежития. Одновременно с этим религия продолжает оставаться субстанцией настолько тонкой, что любые попытки силового вмешательства в деятельность исламских институтов будут вызывать резко негативные реакции, которые, вне всякого сомнения, также могут быть использованы заинтересованными сторонами. Сегодня Северный Кавказ и Кабардино-Балкария уже имеют факты, подтверждающие это. 1См.: Т.Толгуров. Кабардино-Балкария: религиозные институты в условиях политической нестабильности.//Центральная Азия и Кавказ.1999.№ 2 (3). 2 Этническое развитие и межэтническое взаимодействие народов Кабардино-Балкарии" социологическое исследование КБИГИ. Текущий архив КБИГИ. |
106 Приняв в качестве основных посылок предположения о том, что существуют структуры, заинтересованные в распаде РФ во-первых, и во-вторых, что эта стратегия имеет круг исполнителей внутри государства, мы должны констатировать, что единственным средством противостояния подобному развитию событий является поддержка ислама в его неискаженном виде, желательно в привычных для народа формах. Думается, что других аргументов у государства сегодня попросту нет. Социальная же работа в данном случае будет более тесно соприкасаться с религиозным способом организации жизни населения. Традиционные нормы ислама, ориентированные на милосердие к ближним, реализующиеся через религиозные объединения, при тесном взаимодействии со структурами социальной работы, взаимно дополняют друг друга, поднимая благосостояние граждан северокавказского региона. Что же касается, конкретно Кабардино-Балкарии достаточно указать, что в сельских районах КБР уже сегодня возможна поддержка ваххабизма 1015% только молодежи . Можно отметить то обстоятельство, что, согласно результатам последних исследований, около 10% населения КБР допускает религиозный экстремизм в качестве оправданного в некоторых случаях средств борьбы за традиционные морально-нравственные системы, поведенческие модели и этические стереотипы2. В сложившихся условиях руководство республик Северного Кавказа оказалось в ситуации жесткого кризиса власти, когда эффективность государственного контроля над общественными умонастроениями снизилась до опасно низкого уровня. Начиная с 1991-1992 гг. и до наших дней органы государственной власти субъектов региона фактически ведут борьбу за выживание в качествеуправляющих структур. 1См.: Т.Толгуров. Кабардино-Балкария: религиозные институты в условиях политической нестабильности//Центральная Азия и Кавказ. Межд. ж-л. 1999.№ 2 (3). 2Индекс: ЭРВ 99. |