Проверяемый текст
Романова, Клара Анатольевна; Модель многоуровневого экологического обучения руководящих работников (Диссертация 2000)
[стр. 19]

Как видим, прогрессивные отечественные и зарубежные ученые утверждали, что свобода природопользования ограничивается нравственноправовыми законами развития жизни на Земле.
Игнорирование их ведет к деградации природы и человека, нарастанию социально-экономических трудностей,
и, в конечном счете к гибели человечества и живой природы.
К сожалению, реальная социально-экономическая ситуация в нашей стране ярко свидетельствует о совершенно противоположном отношении людей к себе и природе.
Чтобы сберечь природу, общество в целом должно иметь высокий уровень культуры, нравственности.
Нравственность в отрыве от конкретных условий человеческого общества не существует, иначе это уже не нравственность, а обман, манипуляция абстрактными философскими понятиями.

7'олько непрерывное экологическое образование может решить данную проблему.
В то же время в экологическом образовании и воспитании еще много нерешенных проблем.
В учебном процессе не стимулируется у обучаемых эколого-познавательная активность, стремление проникнуть в глубинные тайны природы, элементарные умения и навыки научного поиска.
Еще четко не создана система экологического образования, в перспективе непрерывного, хотя ее основы изложены в программе “Экологическая безопасность
России” в 1993-1995 г.г.
В ней даются рекомендации по разработке пакета программ и методические указания по содержанию, формам и методам экологического образования и воспитания от дошкольного до
послевузовского, дополнительного образования.
Направления экологического образования, если их кратко сформулировать, видятся: в усилении эколого-мировоззренческой нагруженности образования и прежде всего в более широком освещении духовно-нравственных, этических проблем экологии; выделении в
различных науках экологического аспекта; 19
[стр. 21]

Нравственность человека достигается прежде всего через морально этическое, экологическое воспитание детей в семье, дошкольных учреждениях, школах, вузах, через общественные и государственные организации, через органы власти и управления.
В экологическом воспитании, обучении главным становится формирование у людей экологической культуры: гуманистической, духовнонравственной.
Гуманизм мировоззрение, проникнутое любовью к человеку, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей.
Духовность есть нравственность, этический уровень бытия.
Экологическая этика состоит в утверждении того, что природа наш общий дом, достояние всего человечества.
Забота, бережное отношение к ней обязанности человечества, каждой отдельной личности.
Исходным понятием экологической этики является утверждение того, что всякая жизнь уникальна, неповторима и самоценна.
Этические отношения между людьми необходимая предпосылка гуманного отношения к природе.
Природопреобразующая деятельность каждого человека должна исходить из принципа: относись к природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе; разрушая природу, причиняешь ущерб себе и своим потомкам.
Мы все несем ответственность перед ними за сохранение многообразия и богатства природного мира как основы сбалансированных процессов в биосфере (Аристотель, И.Болтин, Н.Н.Вавилов, В.И.Вернадский, Гиппократ, Н.А.Северцов, Н.Е.Черепанов и др.).
Как видим, прогрессивные отечественные и зарубежные ученые утверждали, что свобода природопользования ограничивается нравственноправовыми законами развития жизни на Земле.
Игнорирование их ведет к деградации природы и человека, нарастанию социально-экономических трудностей,
а в конечном счете к гибели человечества и живой природы.
21

[стр.,22]

К сожалению, реальная социально-экономическая ситуация в нашей стране ярко свидетельствует о совершенно противоположном отношении людей к себе и природе.
Чтобы сберечь природу, общество в целом должно иметь высокий уровень культуры, нравственности.
Нравственность в отрыве от конкретных условий человеческого общества не существует, иначе это уже не нравственность, а обман, манипуляция абстрактными философскими понятиями.

Обеспечение на уровне государственной политики условий для здоровой жизни человека, сохранение всего многообразия растений и животных, восстановление природных, в том числе уникальных ландшафтов, защита культурных и исторических ценностей от негативных антропогенных воздействий, то есть обеспечение условий, в которых могла бы формироваться гармонически развитая личность, процесс многотрудный, но нравственный и потому необходимый.
И, напротив, позицию властных структур, руководителей производств, преследующих в ущерб природе ведомственные интересы, не проникшихся необходимостью экологически грамотно организовать деятельность своих предприятий, следует с полным основанием считать безнравственной.
Реальный гуманизм, понимание уникальности, неповторимости как природы, так и “рода человеческого“ во многом зависит от глубины проникновения экологического знания во все без исключения пласты человеческой культуры.
Учитывая современную социально-экономическую ситуацию в нашей стране, особенно важно поднимать экологическую культуру, формировать нравственное отношение к себе, к природе в обществе в целом, начиная с дошкольника до взрослого человека.
Особенно это касается руководителей всех структур власти и производства.
Вместе с тем, следует откровенно признать, что постановка экологического образования в учебных заведениях оставляет желать лучшего: затяги

[стр.,23]

вается введение специального курса по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, который должен стать составной частью процесса образования во всех средних и высших учебных заведениях; далеко не везде идет переработка различных предметов и курсов в духе их сопряжения с вопросами экологии; эти вопросы излагаются подчас без “проекции* на печальное состояние земель, вод, лесов и т.д.
В экологическом образовании и воспитании еще много нерешенных проблем.
В учебном процессе не стимулируется у обучаемых экологопознавательная активность, стремление проникнуть в глубинные тайны природы, элементарные умения и навыки научного поиска.
Еще четко не создана система экологического образования, в перспективе непрерывного, хотя ее основы изложены в программе “Экологическая безопасность
России'1 в 1993-1995 г.г.
В ней даются рекомендации по разработке пакета программ и методические указания по содержанию, формам и методам экологического образования и воспитания от дошкольного до
высшего образования.
Направления экологического образования, если их кратко сформулировать, видятся: в усилении эколого-мировоззренческой нагруженности образования и прежде всего в более широком освещении духовно-нравственных, этических проблем экологии; в выделении
в различных науках экологического аспекта; в включении в экологическое образование результатов тех научных исследований в области окружающей среды, которые связаны с региональноотраслевой особенностью; -в приоритетном обучении руководящих кадров, обязанных обеспечивать управление природоохранной деятельностью.
Интересные мысли о школе и образовании в 21 веке высказывает профессор Г.А.Ягодин в статье «Школа будущего школа развития личности».
Рекомендации по созданию непрерывного экологического образования.
23

[Back]