Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 102]

потребностей отражается и осваивается при помощи всех имеющихся у субъекта возможностей.
Философы считают, что трансцензус,
(г.с.
использование в предметно направленной деятельности человека взглядов и принципов, выработанных в иных областях и.
в других целях) начинает осознаваться; как универсальный; механизм социальной активности.

(116) Тогда взаимоотношения нравственности и права это вопрос взаимосвязи различных типов , ценностей; Этические измерения, универсальны, они связаны с формированием основополагающих .
для человека * мировоззренческих ценностей, в силу этого нравственность можно: расценивать как неизбежное условие формирования права и даже органическую его составляющую.
Правовая: рефлексия неизбежно опирается на более глубокие и значимые для человека: нравственные представления.
Поэтому можно утверждать, что правовое изначально? нравственно.
Это наша позиция, хотя, предвидим упреки в том; что она: выглядит менее «научно» с точки зрения популярной; сегодня; концепции, строго права.

В русском дореволюционном правоведении по вопросу о соотношении права и нравственности; наблюдались разные позиции.
В;одних
случаях этт понятия противопоставляли:и разобщали, как, например, В.Г.
Щеглов, Б.Г.
Чичерин
(117), а в некоторых; по мнению Э.В.
Кузнецова «отождествляли, как, например,.П.И.
Новгородцев».
При различных:подходах к пониманию права такие ученые, как:
П.М.
Коркунов, Г.Ф.
Шершеневич, А.
Рождественский, П.Г.
Виноградов.
В.
Соловьев неизменно отмечал близость правовых и моральных регуляторов, человеческого
познания.
(118) В целом в русской правовой мысли четко обозначена тенденция к рассмотрению тесной, связи правовых и нравственных феноменов.
Тенденция противопоставления права и нравственности наиболее ярко выражена в работах Христиана Томазия.
Противопоставления права и морали, обособленность правового мира от влияния морали характерны для философов позитивизма.
Взгляды И.
Бентама и Дж.
Остина, заложившие
102
[стр. 48]

ЧТО мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения.
Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям.
Суммируя, можно сказать, что главные их общие черты проявляются в том, что они являются моментами содержания человеческой культуры и цивилизации, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей, служат общей цели согласованию межличностных интересов и интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека; для них характерно структурное единство; они направлены на формирование должного, исходя из сущего; оба нормативно-ценностных регулятора являются показателями гуманности социума и морального и правового прогресса.”” Существенно указать, что нравственность и право являются ценностными формами сознания и обладают ценностаым единством; в основе своей они имеют проявление свободной воли индивида и обращены к его ответственности за свои действия: идея справедливости воплощается и в нравственности и в праве.
Исследование методов, применяемых для познания нравственности и права позволяет констатировать, что homo ethicus, homo juridicus, homo faber, homo politicus и прочие разновидности внутренне сегментированного человека задают хараю-еристики осознанного отношения к действительности.
В этом случае нравственность и право всегда предстают как два функционально противопоставляемых вида социальности, которые независимы, «суверенны».
Однако, человек целостный озадачен глобальной проблемой самоосуществления, и тем самым подводит решение задачи познания и осуществления права (как и всех вторичных задач) под этот общий знаменатель.
^ Лукашева Е.А.
Указ.раб.
С.
132 и далее.
Семитко А.П.
Развитие правовой культуры как правовой прогресс.
Екатеринбург.
1996.
С.
23.
Общая теория права и государства./Под ред.
В.В.
Лазарева.
М.
1996.
С.
116.См.
также: Нашинский А.И.
Особенности аксиологического и деонтологического подходов к изучению права./Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление.
М.
1996.
С.
15.
Колтова Н.В.
Мораль и право: анализ традиции исследования ценностных аспею”ов проблемы.
Там же С.
20.
Графский В.Г.
Традиции и обновление в праве: ценностное измерение перемен.
Там же.
С.
74.
Валицкий А.В.
Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX начала XX века.//Вопросы философии.
1991.
№ 8 С РЯ Выявляется, что любой объект человеческих потребностей отражается и осваивается ПРИ помощи всех имеющихся у субъекта возможностей.
Философы считают, что трансцензус
(т.е.
использование в предметно направленной деятельности человека взглядов и принципов, выработанных в иных областях и в других целях) начинает осознаваться как универсальный механизм социальной активности.^
Тогда взаимоотношения нравственности и права это вопрос взаимосвязи различных типов ценностей.
Этические измерения универсальны, они связаны с Формированием основополагающих для человека мировоззренческих ценностей, в СИЛУ ЭТОГО нравственность можно расценивать как неизбежное условие Формирования права и даже органическую его составляющую.
Правовая рефлексия неизбежно опирается на более глубокие и значимые для человека нравственные представления.
Поэтому можно утверждать, что правовое изначально нравственно.
Это наша позиция, хотя, предвидим упреки в том, что она выглядит менее «научно» с точки зрения популярной сегодня концепции строгого права.

I В русском дореволюционном правоведении по вопросу о соотношении права и нравственности наблюдались разные позиции.
В
одних случаях эти понятия противопоставляли и разобщали, как, например, В.Г.
Щеглов, Б.Г.
Чичерин^
а в некоторых, по мнению Э.В.
Кузнецова, «отождествляли, как, например, П.И.
Новгородцев».® При различных подходах к пониманию права такие ученые как
Н.М.
Коркунов, Г.Ф.
Шершеневич, А.
Роедественский, П.Г.
Винофадов, В.
Соловьев неизменно отмечали близость правовых и моральных регуляторов человеческого
поведения.’’ В целом в русской правовой мысли четко обозначена тенденция к рассмотрению тесной связи правовых и нравственных феноменов.
^
Соловьев А.И.
Политика и мораль.
Грани очеловеченного дискурса.//Вестник московского ун-та.
Сер.
12.
1996.
№ 1.
С.
38.
^См.: М.
1989.
С.
88.
Чичерин Б.Г.
Философия права.
М.
1990.
С.
89.
«Вытекающие из общежития юридические законы независимы от нравственных», заключает автор.
См.: Там же.
® Кузнецов Э.В.
Философия права в России.
С.
88.


[стр.,49]

 Лукашева Е.А.
Право.
Мораль.
Личность.
М.
1986.
С, 128.
Виноградов П.Г.
Очерки по теории права.
М.
1915.
С.
15.
Коркунов Н.М.
Лекции по общей теории права.
СПб.
1909.
С 35-40 Тенденция противопоставления права и нравственности наиболее ярко выражена в работах Христиана Томазия.”’ Противопоставления права и морали, обособленность правового мира от влияния морали характерны для философов позитивизма.
Взгляды И.
Бентама и Дж.
Остина, заложившие
основы позитивистской традиции, были направлены против попыток рассмотрения и оценки права с точки зрения моральных категорий.
В дальнейшем такая позиция наиболее резко выражена в «чистой теории права» Г.
Кельзена.^ Отказ от морально-ценностных критериев права характерен и для прагматической юриспруденции американского юриста Роско Паунда® и немецкого юриста Филиппа Хека.* Исследуя вопрос о нравственности и праве многие мыслители апеллируют к И.
Канту.® Мнения исследователей вопроса морали и права у И.
Канта разделяются от трактовки позиции И.
Канта как полное устранение связи права и нравственности^ до трактовки их нераздельности и коренного родства.’ Современные авторы также по-разному интерпретируют положения о взаимосвязи права и нравственности.
Так, B.C.
Нерсесянц считает, что представления о том, будто право должно быть моральным, являются особо широко распространенными, однако ошибочными.
Подобные взгляды, делает вывод автор, «означают по сути дела, что право должно быть не правом, а моралью, что содержание позитивного права должно быть не правовым, а моральным.
…Подобное моральное правопонимание неизбежно деформирует существо не только права, но и ^ Шершеневич Г.Ф.
История философии права.
М.
С.
367.
^ Чистое учение и праве Ганса Кельзена.
Вып.
1,2.
М.
ИНИОН АН СССР.
1988.
‘ Там же.
С.
291.
^ Синха С.П.
Юриспруденция.
С.
185-186.
Кальман К.
Основы социологии права.
М.
1981.
С.
49-92.
® Матузов Н.
Право в системе социальных норм./Общая теория права.
Н.-Новгород.
1993.
С.
191.
Он же./Теория государства и права.
Саратов.
1995.
С.
252.
Тихонравов Ю.В.
Основы философии права.
М.
1997.
С.
416.
Лукашева Е.А.
Право.
Мораль.
Личность.
С.
122.
Нерсесянц B.C.
Философия права.
С.
489-490.
Соловье Э.В.
И.
Кант: принцип взаимодоплнительности морали и права.
М.
1992.
Малинова И.П.
Философия права.
С.
32.
® Некрасова М.П.О соотношении морали и права в философии И.
Канта.//Вопросы философии.
1994.
Серия 7.
С.
22.
‘ Там же.
С 27 морали»/ Логически примыкает к позиции B.C.
Нерсесянца тезис и моральной нейтральности права, высказанный В.
Садурским, выдвинувшем тезис о формировании нового подхода к праву, свободного от индивидуальной морали и построенного на положениях Г.
Харта о непричинении ущерба другому лицу (“hamn principle”) как критерии права.^ Весьма интересна и перспективна в этом плане позиция Э.В.
Соловьева.
Исследуя категорический императив И.
Канта, Э.В.
Соловьев приходит к выводу, что мораль и право находятся в отношениях взаимодополнительности.
Представляется правильной эта точка зрения, основанная на открытии Н.
Бором универсальном принципе.
Принцип дополнительности имеет универсальную методологическую значимость.
«Категорическому запрету в индивиде должно соответствовать категорическое разрешение на стороне государства и общества.
Такова необходимая корреляция норм, предполагаемая идеей признания моральной автономии.
Такова более общая формула для единства и дополнительности морали и права».”’ Такое \ видение предполагает: 1) ценностное единство нравственности и права оба феномена являются универсальными всеобщими формами выражения и воплощения свободы, справедливости, равенства, гуманизма в поведении людей; 2) самостоятельность категорий, механизмов, средств, форм, методов, присущих обоим ценностным формам регулирования; 3) отличие в содержании свободы, справедливости, равенства как нравственных и правовых ценностей, обусловленное специфичностью каждой из универсальных форм, нравственность содержит аксиологический максимум абсолют, право необходимый и достаточный минимум; 4) глубокую соотнесенность морали и права, их внутреннюю корреляция; 4) нравственность выступает ценностным критерием права, в силу «неотмыслимости» нравственности из мировоззрения личности.

[Back]