Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 103]

основы позитивистской традиции, были направлены против попыток рассмотрения и оценки права с точки зрения моральных категорий.
Въ дальнейшем такая позиция наиболее резко выражена в «чистой теории права» Г.
Кельзена.(119) Отказ от морально — ценностных критериев права характерен и для прагматической юриспруденции американского юриста Р.
Паунда
(120) и немецкого юриста Ф.
Хека.
(121) Исследуя вопрос о нравственности и праве, многие мыслители апеллируют к И.
Канту.

(122) Мнения исследователей вопроса морали и права у И.Канта разделяются от трактовки» позиции И; Канта' как полное устранение связи* права и нравственности (123) до трактовки их нераздельности и коренного родства (124).
Современные авторы также по-разному интерпретируют положения о взаимосвязи права и нравственности.
Так, B.C.
Нерсесянц считает, что представления о том, будто право должно быть моральным, являются особо широко распространенными,, однако ошибочными.
Подобные взгляды делает вывод автор, «означают по сути»дела, что право
>должно *быть не: правом, а моралью, что содержание позитивного права должно быть не р правовым, а моральным....
Подобное моральное правопонимание неизбежно* деформирует существо не только права, но и морали» (125).
Логически примыкает к позиции B.C.
Нерсесянца тезис
о моральной нейтральности * права, высказанный В.
Садурским,
выдвинувшим тезис о формировании нового; подхода к: праву, свободного от индивидуальной; морали и построенного на положениях Г.
Харта о не причинении ущерба другому лицу
как критерии права.
Весьма интересна и перспективна в этом-плане позиция Э.В; Соловьева.
Исследуя категорический императив И.Канта, Э.В.
Соловьев приходит к выводу, что мораль и право» находятся в отношениях взаимодополнительности.
Представляется правильной эта точка зрения, основанная на открытии
И.
Бором универсального принципа.
Принцип дополнительности имеет 103
[стр. 49]

 Лукашева Е.А.
Право.
Мораль.
Личность.
М.
1986.
С, 128.
Виноградов П.Г.
Очерки по теории права.
М.
1915.
С.
15.
Коркунов Н.М.
Лекции по общей теории права.
СПб.
1909.
С 35-40 Тенденция противопоставления права и нравственности наиболее ярко выражена в работах Христиана Томазия.”’ Противопоставления права и морали, обособленность правового мира от влияния морали характерны для философов позитивизма.
Взгляды И.
Бентама и Дж.
Остина, заложившие основы позитивистской традиции, были направлены против попыток рассмотрения и оценки права с точки зрения моральных категорий.
В дальнейшем такая позиция наиболее резко выражена в «чистой теории права» Г.
Кельзена.^ Отказ от морально-ценностных критериев права характерен и для прагматической юриспруденции американского юриста Роско Паунда®
и немецкого юриста Филиппа Хека.* Исследуя вопрос о нравственности и праве многие мыслители апеллируют к И.
Канту.®
Мнения исследователей вопроса морали и права у И.
Канта разделяются от трактовки позиции И.
Канта как полное устранение связи права и нравственности^
до трактовки их нераздельности и коренного родства.’ Современные авторы также по-разному интерпретируют положения о взаимосвязи права и нравственности.
Так, B.C.
Нерсесянц считает, что представления о том, будто право должно быть моральным, являются особо широко распространенными, однако ошибочными.
Подобные взгляды, делает вывод автор, «означают по сути дела, что право
должно быть не правом, а моралью, что содержание позитивного права должно быть не правовым, а моральным.
…Подобное моральное правопонимание неизбежно деформирует существо не только права, но и ^ Шершеневич Г.Ф.
История философии права.
М.
С.
367.
^ Чистое учение и праве Ганса Кельзена.
Вып.
1,2.
М.
ИНИОН АН СССР.
1988.
‘ Там же.
С.
291.
^ Синха С.П.
Юриспруденция.
С.
185-186.
Кальман К.
Основы социологии права.
М.
1981.
С.
49-92.
® Матузов Н.
Право в системе социальных норм./Общая теория права.
Н.-Новгород.
1993.
С.
191.
Он же./Теория государства и права.
Саратов.
1995.
С.
252.
Тихонравов Ю.В.
Основы философии права.
М.
1997.
С.
416.
Лукашева Е.А.
Право.
Мораль.
Личность.
С.
122.
Нерсесянц B.C.
Философия права.
С.
489-490.
Соловье Э.В.
И.
Кант: принцип взаимодоплнительности морали и права.
М.
1992.
Малинова И.П.
Философия права.
С.
32.
® Некрасова М.П.О соотношении морали и права в философии И.
Канта.//Вопросы философии.
1994.
Серия 7.
С.
22.
‘ Там же.
С 27 морали»/ Логически примыкает к позиции B.C.
Нерсесянца тезис
и моральной нейтральности права, высказанный В.
Садурским,
выдвинувшем тезис о формировании нового подхода к праву, свободного от индивидуальной морали и построенного на положениях Г.
Харта о непричинении ущерба другому лицу
(“hamn principle”) как критерии права.^ Весьма интересна и перспективна в этом плане позиция Э.В.
Соловьева.
Исследуя категорический императив И.
Канта, Э.В.
Соловьев приходит к выводу, что мораль и право находятся в отношениях взаимодополнительности.
Представляется правильной эта точка зрения, основанная на открытии
Н.
Бором универсальном принципе.
Принцип дополнительности имеет универсальную методологическую значимость.
«Категорическому запрету в индивиде должно соответствовать категорическое разрешение на стороне государства и общества.
Такова необходимая корреляция норм, предполагаемая идеей признания моральной автономии.
Такова более общая формула для единства и дополнительности морали и права».”’ Такое \ видение предполагает: 1) ценностное единство нравственности и права оба феномена являются универсальными всеобщими формами выражения и воплощения свободы, справедливости, равенства, гуманизма в поведении людей; 2) самостоятельность категорий, механизмов, средств, форм, методов, присущих обоим ценностным формам регулирования; 3) отличие в содержании свободы, справедливости, равенства как нравственных и правовых ценностей, обусловленное специфичностью каждой из универсальных форм, нравственность содержит аксиологический максимум абсолют, право необходимый и достаточный минимум; 4) глубокую соотнесенность морали и права, их внутреннюю корреляция; 4) нравственность выступает ценностным критерием права, в силу «неотмыслимости» нравственности из мировоззрения личности.

[Back]