щ • • создавать содержания, тем. более подменять собой смыслы. Смыслы первичны и самодостаточны.. Закон лишь обслуживает равнодоступность и справедливые механизмы достижения этих смыслов. (Оговоримся, что право является содержательной формой, однако право и закон, в. свою очередь, соотносятся как форма и содержание). Ценность права высока, но не: абсолютна,, инструментальна, веры же достойны абсолюты. Абсолютна ценность свободы, справедливости, равенства. Человек живет, мыслит, 9 действует лишь в реляции к Абсолютному, неустранимому не из какого • > мировоззрения. * Еще одним аргументом за сублимирующее действие нравственно правовых ценностей служит известный науке феномен, который можно обозначить как «эффект снесения». Этот эффект можно представить в виде: простой схемы.. Река бытия, жизни, с ее сильно сносящим к низшему течением; субъект и цель, которую субъект хочет достигнуть, находящаяся=■ на другом берегу реки.. Парадокс состоит в том, что добросовестно устремляясь к цели, субъект ее;достичь не сможет, но окажется ниже (тем* ниже, чем: сильнее сопротивление: обстоятельств),, к чему он* стремился; « чтобы достичь намеченного, он должен ставить себе иные, более высокие,. » ф превосходящие цели. Направление смещений очевидно от высшего к. низшему. Таким образом, поставленная: цель не должна равняться самой ft себе, для достижения реального и возможного надо стремиться к идеальному и невозможному. В Конституции РФ;закреплено положение о высшей:ценности прав и свобод человека. Права и свободы человека категория естественного права. Учитывая «эффект снесения», осмысливать права ш свободы человека ф следует, апеллируя к представлениям о свободе, справедливости, равенстве, Ш ■ на уровне нравственности, поскольку там содержатся максимы. В этом: случае реально осуществить правовой минимум (необходимую и: достаточную меру). Естественно право есть момент «встречи» Ф взаимодействия нравственности и права, где оба ценностных регулятора 109 ’’•s* |
оторвать человеческий микрокосм от стремления к обретению смысла существования. Однако в праве происходит неизбежное отчуждение смысла, право и не предназначено давать такое конечное смысловое содержание, оно лишь средство, путь, форма, часто безразличная к ^ Гусейнов А.А. Ненасилие и перспективы общества.//Философские науки. 1991. № 11. С. 86. к ^ См: Материалы краевой научно-практической конференции «Правовое информирование, образование и воспитание».Красноярск. 1997. Система довузовского правового образования: программа развития, документы. Красноярск. 1998. ‘ Соловьев B.C. Определение права в его связи с нравственностью.//Власть и право. 1990 С 114. содержанию. Исходя из этого, А.И. Солженицын полагает, что «нравственное начало должно быть выше, чем юридическое»/ Поэтому Н. Бердяев писал: «Вера в конституцию жалкая вера…. Вера должна быть направлена на предметы более достойные».^ Имеется в виду более глубокое обоснование прав и свобод человека, обоснование метафизическое и религиозное. Уместно вспомнить мысль Б.П. Вышеславцева о том, что закон не созидает жизни, напротив, вера, жизнь, история созидают закон.® Юридический документ любой силы есть лишь форма, содержащая указание на ценности, а также правовые средства и механизмы их достижения. Форма, каковой являются законы, не может создавать содержания, тем более подменять собой смыслы. Смыслы первичны и самодостаточны. Закон лишь обслуживает равнодоступность и справедливые механизмы достижения этих смыслов. (Оговоримся, что право является содержательной формой, однако право и закон, в свою очередь соотносятся как форма и содержание). Ценность права высока, но не абсолютна, инструментальна, веры же достойны абсолюты. Абсолютна ценность свободы, справедливости, равенства. Человек живет, мыслит, действует лишь в реляции к Абсолютному, неустранимому ни из какого миросозерцания. Еще одним аргументом за сублимирующее действие нравственно-правовых ценностей служит известный науке феномен, который можно обозначить как «эффект снесения». Этот эффект можно представить в виде простой схемы. Река бытия, жизни, с ее сильно сносящим к низшему течением; субъект и цель, которую субъеюхочет достигнуть, находящаяся на другом берегу реки. Парадокс состоит в том, что добросовестно устремляясь к цели, субъект ее достичь не сможет, но окажется ниже (тем ниже, чем сильнее сопротивление обстоятельств) того, к чему он стремился: чтобы достичь намеченного, он должен ставить себе иные, более высокие, превосходящие цели. Направление смещений очевидно от высшего к низшему. Таким образом, поставленная цель не должна равняться самой себе, для достижения реального и возможного надо стремиться к идеальному и невозможному. Конституции РФ закреплено положение о высшей ценности прав и свобод и человека. Права и свободы человека категория естественного права. Учитывая ^ Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию. М. 1991. С. 59 ^ Бердяев Н. Философия неравенства. М. 1990. С. 155. ‘ Этика преображенного Эроса. С. 25 «эффект снесения», осмысливать права и свободы человека следует, апеллируя к представлениям о свободе, справедливости, равенстве на уровне нравственности, поскольку там содержатся максимьд!^ этом случае реально осуществить правовой минимум (необходимую и достаточную меру). Естественное право есть момент «встречи», взаимодействия нравственности и права, где оба ценностных регулятора находятся в согласии с требованиями справедливости, свободы, равенства, гуманизма. Естественное право необходимая форма духовного бытия права, однако оно не есть воплощенная нравственность. Представляется, что естественное право это минимум, необходимая и достаточная мера морали. В терминах психологической теории Л.И. Петражицкого нравственная максима представлена в психике человека императивным переживанием. Рассматриваемый нами минимум нравственности (естественное право) представлен переживанием атрибутивным, притязанием, являющимся результатом осознания свободы, ее необходимости, полезности, ценности для себя. Причем осознание ценности свободы для себя в правовом пространстве приобретает необходимую связанность с обязанностями. «Самостоятельную реализацию ценностей правильно называть жизненным самоутверждением, а не эгоизмом. Без такого самоутверждения не может быть права», пишет Н.Н. Алексеев.^ |