Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 111]

блага за другими•;оборачивается, в конечном;итоге, благом для всех.
Но при ближайшем рассмотрении явствует, что правовой характер феномена есть ответ на эгоистическую природу человека.

Сравним нравственные требования, заключенные в заповедях Христа, за которыми признается решающее значение в морали (132) и соответствующие: им установления естественного права права и свободы человека.
«Не убивай» (Евангелие от Матфея, 19:18 Второзаконие.
5:17) это императив, представляющий собой безусловное требование, нравственную максиму.
Его безусловность..иимаксимализм
проявляется;в;том; что соблюсти«этот запрет необходимо даже при условии угрозы для собственной жизни;(хотя здесь наличествуют теоретические споры о том, что, следует ли убить, если есть угроза для жизни близких, и т.д.).
Есть, однако, святоотеческая литература, в которой содержатся свидетельства о
высочайшей силе человеческого духа о смирении, даже до.смерти.
Так, преподобный Серафим Саровский в полноте: исполнил заповедь «Не убий», что вменилось ему в жизненный подвиг и
д _ сделало его имя» одним из символов Святой Руси: (133) О таком жесмирении; и* любви, свидетельствуют жизнеописания последних месяцев жизни венценосной ; семьи Романовых.
Но все это духовные подвиги,требовать совершения*которых от других никто не вправе, а может только добровольно«принять самообязыванием.
Это нравственные максимы, благо «для других»
(134), и в•силу духовной:высоты своей они не каждому под силу.
Соответствующее: этому установление естественного; права — «Каждый человек имеет право на жизнь» (ст.
3 Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года).
Это атрибутивное притязание, благо «для себя» в первую очередь, и только потом это благо и для других.
Иногда в литературе вышеуказанное отличие морали и права не учитывается, чувство собственного достоинства;называется
первичным нравственнымценностным отношением человека к себе самому.
(135) Приводится справедливое замечание Иеринга о том, что сопротивление наглому беззаконию есть «обязанность правомочного по отношению к себе Ill
[стр. 53]

В нравственных требованиях (максима) воплощается свобода, понимание и переживание ее абсолютной ценности как условия бытия и как цели для других.
Если представить каждого индивида в виде точки, которая офаничена окружностью, нарезающей для индивида определенный объем свободы, то в случае свободы «для себя» притязание обращено ко всем индивидам, государству, гражданскому обществу, которые находятся за гранью окружности, за гранью объема свободы данного индивида и не имеют права вторгаться в очерченный круг, а в случае соприкосновения, пересечения с этой границей свободы обязаны не нарушать, более того обеспечить соответствующее правопритязание.
^В нравственных максимах свобода выступает, прежде всего, как момент самообязывания к признанию, не нарушению, обеспечению свободы в первую очередь для других.
Нравственное поведение реализуется зачастую в ущерб своей собственной свободе, в виде жертвы собственными интересами.
Бесспорно, что Алексеев Н.Н.
Указ.
раб.
С.
149.
благо для себя и признание возможности равного блага за другими оборачивается, в конечном итоге, благом для всех.
Но при ближайшем рассмотрении явствует, что правовой характер феномена есть ответ на эгоистическую природу человека.

ь Сравненим нравственные требования, заключенные в заповедях Христа, за которыми признается решающее значение в морали^ и соответствующие им установления естественного права права и свободы человека.
«Не убивай» (Евангелие от Матфея, 19:18.
Второзаконие, 5:17) это императив, представляющий собой безусловное требование, нравственную максиму.
Его безусловность и
максимализм проявляется в том, что соблюсти этот запрет необходимо даже при условии уфозы для собственной жизни (хотя здесь наличествуют теоретические споры о том, следует ли убить, если есть угроза для жизни близких и т.д.).
Есть, однако, святоотеческая литература, в которой содержатся свидетельства о
вьюочайшей силе человеческого духа о смирении, даже до смерти.
Так, преподобный Серафим Саровский в полноте исполнил заповедь «Не убий», что вменилось ему в жизненный подвиг и
сделало его имя одним из символов Святой Руси.^ О таком же смирении и любви свидетельствуют жизнеописания последних месяцев жизни венценосной семьи Романовых.
Но все это духовные подвиги, требовать совершения которых от других никто не вправе, а может только добровольно принять самообязыванием.
Это нравственные максимы, благо «для других»^,
и в силу духовной высоты своей они не каждому под силу.
Соответствующее этому установление естественного права «Каждый человек имеет право на жизнь» (ст.
3 Всеобщей Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г.).
Это атрибутивное притязание, благо «для себя», в первую очередь, и только потом это благо и для других.
Иногда в литературе вышеуказанное отличие морали и права не учитывается, чувство собственного достоинства
называется первичным нравственным ценностным ^См.: Алексеев С.С.
Философия права.
С.
54.
Баскин Ю.Я, Новый Завет и становление нового международного права.//Правоведение.
1992.
№ 4.
С, 75-81.
Он же.
Библия и международное право.//Правоведение.
1991.
№ 5.
С.
40-48.
^ Преподобный Серафим Саровский.
Мюнхен Москва.
1993.
С.
35.
® Это благо «для других» лишь в первую очередь, ибо, согласно христианскому вероучению, совершающий духовный подвиг совершает спасение своей души для жизни вечной, а это высшее благо «для себя».
отношением человека к себе самому.^ Приводится справедливое замечание Иеринга о том, что сопротивление наглому беззаконию есть «обязанность правомочного по ? отношению к себе самому»^.
Однако Р.
Иеринг говорит именно о сфере права, в сфере же морали первичное ценностное отношение направлено к ближнему, как равному себе в человеческом достоинстве.
Самопожертвование область нравственного регулирования, где определяющим является благо для других.
Правовому же регулированию такие случаи не подлежат.
Нравственно-этическому императиву «Не укради» (Мф.
19:18.
Втор.
5:19) соответствует притязание естественного права, закрепленное в статье 17 Всеобщей Декларации прав человека: «Каждый человек имеет право владеть имуществом как

[Back]