Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 113]

специфически правовой категорией, а этики специфически моральной).
Об единстве пишут
JT.C.
Явич, В.Н.
Кудрявцев, Е.А.
Лукашева, F.B.
Мальцев, А.И.
Экимов, G.G.
Алексеев, В.Н.Нижечек и другие.
Равенство как ценность,
ft получающая воплощение в нравственности и праве, освещалась в работах Милля и Бентама, Б.
Констана,
П.И.
Новгородцева, К.
Маркса, С.
Булгакова, И.
Ильина, К.
Леонтьева и
других.
Из исследований последнего времени о равенстве в области права фундаментальной представляется работа B.C.
Нерсесянца.

(138) Таким образом; обнаруживается, что в глубине многочисленных моментов единства нравственности и права-лежат одни и те же абсолютные; ценности, воплощаясь в виде идей, идеалов, принципов, норм.
Согласно нашей концепции, названные ценности первоначально воспринимаются,
ft осваиваются и выражаются в нравственном ценностно-нормативном регулировании, а затем воспринимаются и осваиваются правом.
Но, поскольку, во-первых, право есть самостоятельный и специфический;
4 регулятор,, а во-вторых, право выражает лишь минимальные требования нравственности, можно, предположить, что воплощенные в обоих; регуляторах ценности свобода, справедливость, равенство приобретают отличные черты.
Право и нравственность можно представить, как различные проекции воплощения свободы, справедливости, равенства.
При этом
они обладают наибольшей степенью единства, общности на уровне высших ft духовных ценностей.
По мере воплощения на уровне норм и
принципов, отношений, практики^ нравственность иправо обретают все большее своеобразие; самостоятельность, независимость.
Право является;логической и исторической«ступенью развития духа: Если право возникает непосредственно из религии, оно устанавливается посредством силы и приобретает форму позитивного права (индусское право, мусульманское, каноническое право).
Если же религиозные нормы конденсируются в-виде морали, а из морали возникает право, то перед тем, как оформиться в позитивное право, оно проявляется
как естественное право 113
[стр. 54]

единолично, так и совместно с друтми.
Никто не должен быть произвольно лишен 1 своего имущества».
Первый являет собой нравственную максиму, безусловное требование, в нем нет оговорок, например, о том, что если государство обманывает фа>едан, то тогда можно и украсть, или о том, что если все воруют, то тогда можно взять, что плохо лежит, и т.п.
Вне зависимости от обстоятельств «Не укради».
Конечно же, в первую очередь это благо для других.
Норма статьи Декларации притязание на благо в первую очередь для себя.
Аргументы в защиту права как необходимой и достаточной меры нравственности приводят к мысли о единстве высших нравственных и правовых ценностей.
Высшая ценность, воплощающаяся и в нравственности и в праве это свобода.
Свобода есть субстанция, субстрат и права и нравственности.^ Свободу трудно обосновать, настолько она воспринимается естественным условием человеческой жизни.
Содержание свободы в праве будет рассмотрено в соответствующем параграфе данной главы, здесь мы ограничимся ссылкой на авторитеты.
О свободе в праве и морали, о свободе воли индивида писали почти все философы.
В данном исследовании использованы труды Ф.
Аквинского, Н.
Бердяева, Н.
Лосского, Е.Трубецкого, М.
Хайдегера, Д.
Кембела, С.
Франка, К.
Гаджиева, Н.Н.
^ См.
Общая теория права.
/Под ред.
Бабаева.
Нижний Новгород.
1993.
С.
190.
^ Иеринг Р.
Борьба за право.
М.
1901.
С.
16.
^ Определение субстанциональности правовой материи см.: Алексеев С.С.
Теория права.
С.
218.
Несогласие, дискуссия по поводу употребления этого термина и соотнесение с понятием «субстрат» см.: Коваленко А.И.
Теория государств и права в вопросах и ответах.
М.
1994.
С.
3 и далее.
Алексеева, Б.
Кистяковского, С.А.
Левицкого и многих других.
Это одна из важнейших тем в истории человеческой культуры, этике и юриспруденции.
Общая для нравственности и права категория и ценность это справедливость (хотя зачастую правоведы считают справедливость специфически правовой категорией, а этики специфически моральной).
Об единстве пишут
Л.С.
Явич, В.Н.
Кудрявцев, Е.А.
Лукашева, Г.В.
Мальцев, А.И.
Экимов, С.С.
Алексеев, В.Н.
Нижечек и другие.^ Равенство как ценность,
получающая воплощение в нравственности и праве, освещались в работах Милля и Бентама, Б.
Констана,
Токвилля, Гумбольдта, П.
И.
Новгородцева, К.
Маркса, С.
Булгакова, И.
Ильина, К.
Леонтьева и
многих других.
Из исследований последнего времени о равенстве в области права фундаментальной представляется работа B.C.
Нерсесянца.^
Таким образом, обнаруживается, что в глубине многочисленных моментов единства нравственности и права лежат одни и те же абсолютные ценности, воплощаясь в виде идей, идеалов, принципов, норм.
Согласно нашей концепции, названные ценности первоначально воспринимаются,
осваиваются и выражаются в нравственном ценностно-нормативном регулировании, а затем воспринимаются и осваиваются правом.
Но, поскольку, вопервых, право есть самостоятельный и специфический
регулятор, а, во-вторых, право выражает лишь минимальные требования нравственности, можно предположить, что воплощенные в обоих регуляторах ценности свобода, справедливость, равенство приобретают отличные черты.
Право и нравственность можно представить как различные проекции воплощения свободы, справедливости, равенства.
При этом
о^ни обладают ^ «Одна из важнейших этических категорий справедливостьодновременно и юридическая категория», пишет Л.С.
Явич.
См.: Явич Л.С.
Право развитого социализма: сущность и принципы.
М.
1978.
С.
23.
В.Н.
Кудрявцев отмечает: «Право утрачивает свое нравственное значение, если оно не обеспечивает справедливость».
Кудрявцев В.Н.
Право и поведение.
М.
1978.
С.
111.
«Естественное, божественное и космическое предназначение права быть справедливым», заключает Г.В.
Мальцев, рассуждая о естественно-правовой доктрине.
Мальцев Г.В.
Социальная справедливость и право.
М.
1977.
С.
54-63.
См также: Лукашева Е.А.
Право.
Мораль.
Личность.
С.
89.
Экимов А.И.
Справедливость и социалистическое право.
Л.
1980.
С.
3738, 49, 51.
Алексеев С.С.
Теория права.
С.
140.
Нижечек В.Н.
Право и нравственность в социалистическом обществе.
Иркутск.
1973.
С.
68.
^ Нерсесянц B.C.
Философия права.
М.
1997.
С.
25-28.
См.
также: Он же.
Право и закон.
М.
1983.
Он же.
Юриспруденция.
Введение в курс общей теории права и государства.
наибольшей степенью единства, общности на уровне высших
духовных_уенностей.
По мере воплощения на уровне норм и_принципов.

отношений, практики нравственность и f право обретают все большее своеобразие, самостоятельность, независимость,

[стр.,55]

Право является логической и исторической ступенью развития духа.
Если право возникает непосредственно из религии, оно устанавливается посредством силы и приобретает форму позитивного права (индусское право, мусульманское, каноническое право).
Если же религиозные нормы конденсируются в виде морали, а из морали возникает право, то перед тем, как оформиться в позитивное право, оно проявляется
в виде естественного права то есть в виде минимума требований морали (римское право).
Если же мораль естественным путем превращается в обычай, то право возникает из обычая, приобретая форму «живого» права (обычное право, англосаксонское право).
Позволяет подчеркнуть ценностное единство нравственности и права анализ «золотого правила нравственности», как его сформулировал Т.
Гоббс.
«Не делай другому того, что ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».
Т.
Гоббс, а следом В.
Остром, опираясь на труды первого, говорят о том, что Золотое правило лишено собственно морального содержания,^ его полезней воспринимать „как метод нормативного исследования, который дает людям.
возмр?кность прийти к единому пониманию смысла ценностных терминов.
В контексте нашего исследования оно интересно следующим.
Гоббс советует: 1) «Читать самого себя».
Первый шаг осознание того, что значит быть человеком.
Такое интроспективное понимание может быть использовано для понимания смысла ценностных терминов и выработки объективных справедливых и согласованных норм.
2) Встать на точку зрения других.
В этом шаге заложено условие, предпосылка равенства людей.
В этом методе исследования явствует принцип (идея, идеал ценность) равной для всех свободы, он подразумевает, что люди способны постичь суть честности и справедливости.
Эти стандарты можно использовать в правозаконотворчестве, претворении норм в жизнь, при осуществлении правосудия и оценке последствий всего вышеизложенного.
Начиная с момента возникновения правовая материя развивается, правовые А феномены движутся к более полному воплощению сущности, содержания и Формы ^ Остром В.
Смысл американского федерализма.
М.
1993.
С.
81.
права.
Последнее дифференцируется от моноиорм, отрывается от религии, а позже и от морали.
В этом прослеживается движение от неразвитого права к развитому праву.
Исторически оно становится все более «собственно правом», поскольку в нем все большее воплощение находят ценности свободы, справедливости, равенства.
В XX веке наступило прозрение и признание того, что дальнейшая юридизация права, развитие его технической процедурно-процессуальной стороны, совершенствование формы в отрыве от содержания абсолютных ценностей, которые право призвано проводить в жизнь, охранять и защищать приводит к утере первоначального смысла и цели.
Человеческая личность в праве превратилась из цели в средство.
Совершенствование corpus juris, правового тела, положительного права (а это наболее очевидное проявление права), утратившего свою «историческую память», потерявшего связь с питающими его истоками идеями Свободы, Справедливости, Равенства не только в их правовом, но и нравственном содержании приводит к вырождению права.
Развитое право характеризуется возвращением к первоистокам, совершенная правовая форма должна воссоединиться с высшими ценностями общечеловеческими и вселенскими.
Эти ценности поразному усваиваются и воспроизводятся в морали и в праве, будучи императивами морали они предъявляют максимум требований к личности, будучи положениями права они выглядят как минимальные притязания личности, к тому же здесь и государство и его органы должны осуществлять самоограничение и самообязывание этим минимумом, для них право содержит ценностный максимум.
Представляется, что пребывание абсолютов в морали, а не в праве, вовсе не уничижает последнее.
Наоборот, четкое осознание РОЛИ, места потенциальных возможностей каждого нормативно-ценностного регулятора дает большую свободу личности.
Ибо, как утверждает классическая философия знание субстанциональной закономерности и сознательное подчинение ей делает субъекта свободным.
Бесспорно, право является единственно возможной формой, с помощью которой каждый индивидуум может воспользоваться благами свободы, справедливости, равенства.
Выдающиеся личности (цари, пророки, мыслители, основатели мировых религий) могут осуществлять свою миссию на Земле, реализоваться как личности и при неразвитом праве, в ситуациях правового беспредела, неправа.
Большинство индивидуумов, населяющих планету Земля, не обладает такими способностями.
Не всем понятны и близки идеи Свободы, Справедливости, Равенства, Гуманизма.
Люди в большинстве своем мыслят утилитарно, являются более потребителями, чем творцами, созидателями, В такой ситуации возможен только один регулятор, одновременно несущий в себе вечные духовные ценности, и в равной мере доступный всем и обеспеченный в своем действии обществом и государством это право.

[Back]