совершенствование формы в отрыве от содержания абсолютных ценностей, которые право призвано проводить в жизнь, охранять и защищать приводит к утере первоначальногосмысла и цели. Человеческая личность в праве превратилась из цели в средство. Совершенствование правового тела, положительного права (а это наиболее1очевидное проявление права), утратившего свою «историческую память», потерявшего связь с питающими; л его истоками идеями Свободы, Справедливости, Равенства. Не только в их • правовом, но и нравственном содержании приводит к вырождению•права. ■ * Развитое право характеризуется возвращением к первоистокам, совершенная правовая форма должна воссоединиться с высшими ценностями Ф общечеловеческими:и вселенными; Эти■ценности по разному усваиваются и воспроизводятся в морали и праве, будучи императивными; морали они предъявляют максимум требований к личности, будучи положениями?права они выглядят как; минимальные притязания личности, к тому же здесь и государство, и его органы должны осуществлять самоограничение и р самообязывание этим? минимумом, для низ правосодержит ценностный максимум. w Представляется, что пребывание абсолютов в морали, а не в праве, вовсе не уничижает последнее. Наоборот, четкое осознание роли, места потенциальных возможностей каждого нормативно ценностного регулятора* дает большую 4свободу личности. Ибо, как утверждает классическая философия, знание: субстанциональной закономерности и сознательное подчинение ей делает субъекта свободным., Бесспорно, право является единственно возможной формой, с помощью которой■’каждый индивидуум может воспользоваться благами, свободы, справедливости; равенства. Выдающиеся личности (цари, пророки, мыслители, основатели мировых религий) могут осуществлять свою миссию на Земле,.реализоваться как личности и при неразвитом праве *в ситуациях * правового беспредела, неправа. Большинство индивидуумов, населяющих планету Земля, не обладает такими способностями. Не всем понятны и 115 |
Право является логической и исторической ступенью развития духа. Если право возникает непосредственно из религии, оно устанавливается посредством силы и приобретает форму позитивного права (индусское право, мусульманское, каноническое право). Если же религиозные нормы конденсируются в виде морали, а из морали возникает право, то перед тем, как оформиться в позитивное право, оно проявляется в виде естественного права то есть в виде минимума требований морали (римское право). Если же мораль естественным путем превращается в обычай, то право возникает из обычая, приобретая форму «живого» права (обычное право, англосаксонское право). Позволяет подчеркнуть ценностное единство нравственности и права анализ «золотого правила нравственности», как его сформулировал Т. Гоббс. «Не делай другому того, что ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе». Т. Гоббс, а следом В. Остром, опираясь на труды первого, говорят о том, что Золотое правило лишено собственно морального содержания,^ его полезней воспринимать „как метод нормативного исследования, который дает людям. возмр?кность прийти к единому пониманию смысла ценностных терминов. В контексте нашего исследования оно интересно следующим. Гоббс советует: 1) «Читать самого себя». Первый шаг осознание того, что значит быть человеком. Такое интроспективное понимание может быть использовано для понимания смысла ценностных терминов и выработки объективных справедливых и согласованных норм. 2) Встать на точку зрения других. В этом шаге заложено условие, предпосылка равенства людей. В этом методе исследования явствует принцип (идея, идеал ценность) равной для всех свободы, он подразумевает, что люди способны постичь суть честности и справедливости. Эти стандарты можно использовать в правозаконотворчестве, претворении норм в жизнь, при осуществлении правосудия и оценке последствий всего вышеизложенного. Начиная с момента возникновения правовая материя развивается, правовые А феномены движутся к более полному воплощению сущности, содержания и Формы ^ Остром В. Смысл американского федерализма. М. 1993. С. 81. права. Последнее дифференцируется от моноиорм, отрывается от религии, а позже и от морали. В этом прослеживается движение от неразвитого права к развитому праву. Исторически оно становится все более «собственно правом», поскольку в нем все большее воплощение находят ценности свободы, справедливости, равенства. В XX веке наступило прозрение и признание того, что дальнейшая юридизация права, развитие его технической процедурно-процессуальной стороны, совершенствование формы в отрыве от содержания абсолютных ценностей, которые право призвано проводить в жизнь, охранять и защищать приводит к утере первоначального смысла и цели. Человеческая личность в праве превратилась из цели в средство. Совершенствование corpus juris, правового тела, положительного права (а это наболее очевидное проявление права), утратившего свою «историческую память», потерявшего связь с питающими его истоками идеями Свободы, Справедливости, Равенства не только в их правовом, но и нравственном содержании приводит к вырождению права. Развитое право характеризуется возвращением к первоистокам, совершенная правовая форма должна воссоединиться с высшими ценностями общечеловеческими и вселенскими. Эти ценности поразному усваиваются и воспроизводятся в морали и в праве, будучи императивами морали они предъявляют максимум требований к личности, будучи положениями права они выглядят как минимальные притязания личности, к тому же здесь и государство и его органы должны осуществлять самоограничение и самообязывание этим минимумом, для них право содержит ценностный максимум. Представляется, что пребывание абсолютов в морали, а не в праве, вовсе не уничижает последнее. Наоборот, четкое осознание РОЛИ, места потенциальных возможностей каждого нормативно-ценностного регулятора дает большую свободу личности. Ибо, как утверждает классическая философия знание субстанциональной закономерности и сознательное подчинение ей делает субъекта свободным. Бесспорно, право является единственно возможной формой, с помощью которой каждый индивидуум может воспользоваться благами свободы, справедливости, равенства. Выдающиеся личности (цари, пророки, мыслители, основатели мировых религий) могут осуществлять свою миссию на Земле, реализоваться как личности и при неразвитом праве, в ситуациях правового беспредела, неправа. Большинство индивидуумов, населяющих планету Земля, не обладает такими способностями. Не всем понятны и близки идеи Свободы, Справедливости, Равенства, Гуманизма. Люди в большинстве своем мыслят утилитарно, являются более потребителями, чем творцами, созидателями, В такой ситуации возможен только один регулятор, одновременно несущий в себе вечные духовные ценности, и в равной мере доступный всем и обеспеченный в своем действии обществом и государством это право. |