Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 116]

близки идеи Свободы, Справедливости, Равенства, Гуманизма.
Люди в большинстве своем мыслят утилитарно, являются более потребителями, чем творцами, созидателями: В такой ситуации возможен только один=регулятор,
одновременно несущий в себе вечные духовные ценности, и в равной,мере доступной всем и обеспеченный в своем действии обществом и государством это право.
Исторически: и логически происходит своеобразное нисхождениеь вечных ценностных идей,,идеалов, принципов от уровня;религиозного,
через мораль, обычаи к праву.
Правовая» форма непосредственно религиозного содержания» иногда являлась эффективной, но никогда не смогла стать всеобщей (каноническое право, мусульманское право,, церковное право).
Мораль.облаченная:в;правовые
одежды, является весьма жестким и весьма неэффективным регулятором.
Обычаи» в силу специфичности процесса их возникновения,.даже*приняв форму правовых обычаев, не могут полностью удовлетворить потребность» общества в урегулировании общественных отношений.
К тому же:религиозные идеи, как
w нравственные, доступны, не всем, разделяются не каждым, следовательно» только приверженцы указанных идей могут воспользоваться! мерой свободы, справедливости, заложенной в этих регуляторах.
Право, таким образом, является ступенью нисхождения; высоких духовных материй в социальное бытие человека, ступенью, на которой каждый человек может присвоить, «приватизировать» возможности, содержащиеся в фундаментальных духовных началах, уходящих корнями в
тарнсценденцию.
Причем, только на ступени права, будучи представленными;в правовой материи, указанные начала:становятся доступными: всем в равной» мере..
Именно поэтому право является: универсальным феноменом; Одновременно этот процесс «нисхождения» Свободы, Справедливости, Равенства, Гуманизма
(Милости) в равной степени ко всем людям есть процесс восхождения права к самому себе, путь от незрелых своих форм права сильного, права власти, права государства к зрелой форме гуманистического права, или по другой терминологии от
116
[стр. 55]

Право является логической и исторической ступенью развития духа.
Если право возникает непосредственно из религии, оно устанавливается посредством силы и приобретает форму позитивного права (индусское право, мусульманское, каноническое право).
Если же религиозные нормы конденсируются в виде морали, а из морали возникает право, то перед тем, как оформиться в позитивное право, оно проявляется в виде естественного права то есть в виде минимума требований морали (римское право).
Если же мораль естественным путем превращается в обычай, то право возникает из обычая, приобретая форму «живого» права (обычное право, англосаксонское право).
Позволяет подчеркнуть ценностное единство нравственности и права анализ «золотого правила нравственности», как его сформулировал Т.
Гоббс.
«Не делай другому того, что ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».
Т.
Гоббс, а следом В.
Остром, опираясь на труды первого, говорят о том, что Золотое правило лишено собственно морального содержания,^ его полезней воспринимать „как метод нормативного исследования, который дает людям.
возмр?кность прийти к единому пониманию смысла ценностных терминов.
В контексте нашего исследования оно интересно следующим.
Гоббс советует: 1) «Читать самого себя».
Первый шаг осознание того, что значит быть человеком.
Такое интроспективное понимание может быть использовано для понимания смысла ценностных терминов и выработки объективных справедливых и согласованных норм.
2) Встать на точку зрения других.
В этом шаге заложено условие, предпосылка равенства людей.
В этом методе исследования явствует принцип (идея, идеал ценность) равной для всех свободы, он подразумевает, что люди способны постичь суть честности и справедливости.
Эти стандарты можно использовать в правозаконотворчестве, претворении норм в жизнь, при осуществлении правосудия и оценке последствий всего вышеизложенного.
Начиная с момента возникновения правовая материя развивается, правовые А феномены движутся к более полному воплощению сущности, содержания и Формы ^ Остром В.
Смысл американского федерализма.
М.
1993.
С.
81.
права.
Последнее дифференцируется от моноиорм, отрывается от религии, а позже и от морали.
В этом прослеживается движение от неразвитого права к развитому праву.
Исторически оно становится все более «собственно правом», поскольку в нем все большее воплощение находят ценности свободы, справедливости, равенства.
В XX веке наступило прозрение и признание того, что дальнейшая юридизация права, развитие его технической процедурно-процессуальной стороны, совершенствование формы в отрыве от содержания абсолютных ценностей, которые право призвано проводить в жизнь, охранять и защищать приводит к утере первоначального смысла и цели.
Человеческая личность в праве превратилась из цели в средство.
Совершенствование corpus juris, правового тела, положительного права (а это наболее очевидное проявление права), утратившего свою «историческую память», потерявшего связь с питающими его истоками идеями Свободы, Справедливости, Равенства не только в их правовом, но и нравственном содержании приводит к вырождению права.
Развитое право характеризуется возвращением к первоистокам, совершенная правовая форма должна воссоединиться с высшими ценностями общечеловеческими и вселенскими.
Эти ценности поразному усваиваются и воспроизводятся в морали и в праве, будучи императивами морали они предъявляют максимум требований к личности, будучи положениями права они выглядят как минимальные притязания личности, к тому же здесь и государство и его органы должны осуществлять самоограничение и самообязывание этим минимумом, для них право содержит ценностный максимум.
Представляется, что пребывание абсолютов в морали, а не в праве, вовсе не уничижает последнее.
Наоборот, четкое осознание РОЛИ, места потенциальных возможностей каждого нормативно-ценностного регулятора дает большую свободу личности.
Ибо, как утверждает классическая философия знание субстанциональной закономерности и сознательное подчинение ей делает субъекта свободным.
Бесспорно, право является единственно возможной формой, с помощью которой каждый индивидуум может воспользоваться благами свободы, справедливости, равенства.
Выдающиеся личности (цари, пророки, мыслители, основатели мировых религий) могут осуществлять свою миссию на Земле, реализоваться как личности и при неразвитом праве, в ситуациях правового беспредела, неправа.
Большинство индивидуумов, населяющих планету Земля, не обладает такими способностями.
Не всем понятны и близки идеи Свободы, Справедливости, Равенства, Гуманизма.
Люди в большинстве своем мыслят утилитарно, являются более потребителями, чем творцами, созидателями, В такой ситуации возможен только один
регулятор, одновременно несущий в себе вечные духовные ценности, и в равной мере доступный всем и обеспеченный в своем действии обществом и государством это право.


[стр.,56]

Исторически и логически происходит своеобразное нисхождение вечных ценностных идей, идеалов, принципов от уровня религиозного, через мораль, обычаи к праву.
Правовая форма непосредственно религиозного содержания иногда являлась эффективной, но никогда не смогла стать всеобщей (каноническое право, мусульманское право, церковное право).
Мораль, облаченная в
правовые одежды, является весьма жестким (жестоким!) и весьма неэффективным регулятором.
Обычаи в силу специфичности процесса их возникновения, даже приняв форму правовых обычаев, не могут полностью удовлетворить потребность общества в урегулировании общественных отношений.
К тому же религиозные идеи, как
и нравственные, доступны не всем, разделяются не каждым, следовательно, только приверженцы указанных идей могут воспользоваться мерой свободы, справедливости, заложенных в этих регуляторах.
Право, таким образом, является ступенью нисхождения высоких духовных материй в социальное бытие человека, ступенью, на которой каждый человек может присвоить, «приватизировать» возможности, содержащиеся в фундаментальных духовных началах, уходящих корнями в
трансценденцию.
Причем, повторюсь, только на ступени права, будучи представленными в правовой материи указанные начала становятся доступными всем в равной мере.
Именно поэтому право является универсальным феноменом.
Одновременно этот процесс «нисхождения» Свободы.
Справедливости, Равенства, Гуманизма
(Милости) в равной степени ко всем людям есть процесс восхождения права к самому себе, путь от незрелых своих форм права сильного, права власти, права государства^к
зрелой форме гуманистического права, или по другой терминологии от сословного и формального права к праву социальному.^ Этот же процесс следует связать с идеей ^ Типология права С.С.
Алексеева.
См.: Алексеев С.С.
Философия права.
С.
72.
^ См.: Лейст О.Э.
Сущность и исторические типы права.//Вестник Моск.
Ун-та.
Серия 11.
Поаво.
1992.
С.
4 и далее.
правового прогресса.
В то же время развитое, гуманистическое право (или стремящееся, развивающееся по этому пути) должно осмысливаться в правосознании, теории и философии права.
Это осмысление должно происходить в реляция к Абсолютному.
Указанный процесс «нисхождения-восхождения» есть необходимое условие саморазвития правовой материи, ее самоидентификации.
Постоянное соотнесение с нравственными абсолютами нисколько не размывает границы права и отнюдь не подменяет право моралью, а является необходимым условием сохранения правом своего «лица», атрибутивного свойства универсального и эффективного нормативноценностного регулятора.
§ 2.
Свобода в праве.
Право, и мораль являют собой специфические формы воплощения, претворения свободы в общественном бытии, формы соединения свободы индивидуальной, групповой и общественной.
Переведем философские представления о свободе как нравственной ценности в плоскость исследования свободы в праве.
История права представляет собой противоречивый, мучительный и подчас трагичный процесс осмысления и претворения идеи свободы, ее нормативного ограничения и организации социальной жизни на принципах свободы.
Свобода, как субстанция человеческого бытия, преломляясь в правовой форме, получает в своеобразное воплощение.
Право и свобода человека неразделимы.
Неотчуждаемость свободы человека это неотчуждаемость такого универсального качества личности, в котором заключена и ее абсолютная ценность.
Главное и самое существенное в содержании права составляет свобода.
Идея права рассматривается Гегелем как идея свободы: «Право есть вообще свобода как идея».
«Идея права есть свобода».’’ «Свобода есть необходимый субстрат, или подлежащее права», с определенностью утверждал В.
Соловьев.
«Отнимите свободу, и право становится своим противоположным, т.е.
насилием», продолжал он.^ Эти же идеи проводили в своих работах Б.П.
Вышеславцев, Г.Д.
Гурвич, И.А.
Ильин, Б.
Кистяковский, Н.
Коркунов, П.И.
^ Гегель Г В.
Философия права.
М.
1990.
С.
89, 59.
^ Соловев Вл.
Предварительные замечания о праве вообще./ Власть и право.
М.
1990.
С 99 Новгородцев, Е.Н.
Трубецкой.^ Б.Н.
Чичерин определяя1сгправо как «взаимное ограничение свободы лиц», считал, что «в самом зародыше отношений право уже является выражением свободы».^ Свобода в качестве сути философского обоснования права стала выступать, начиная с эпохи Просвещения.
«Свобода единственный религиозный свод нового времени», писал Э.
Ренан.^ «Свобода заключается в том, чтобы делать все

[стр.,92]

выступает всеобщей и исторически первой духовной основой ориентации человека в социуме.
Этизация правовой действительности (как и любой социальной) неизбежна.
Мораль и ее ценности универсальны, мораль надличностна, фундаментальна.
Моральные ценности самодостаточны, не подчинены ничему, ни политике, ни науке, ни праву.
Мораль автономна.
Ее нельзя превращать в политику или в право.
Ее предписания обладают естественной побудительностью.
Моральные ценности не фундируется рациональностью.
Мораль целеполагающа, самодостаточна, самодовлеюща.
Бессознательность, иррациональность есть неустранимый момент нравственности.
Универсальность этического измерения выражается, в частности в том, что оно является духовной основой ориентации человека в социальной среде, а, значит, этизация интересов наблюдается абсолютно во всех сферах человеческой жизни.
В силу этого нравственность можно расценивать как неизбежное условие формирования и даже органическую ценностную составляющую права во всех его проявлениях.
Нравственность можно представить а) как систему норм б) как систему ценностей: добро, долг, совесть, свобода и необходимость, ответственность, добродетель, счастье, удовольствие, польза, справедливость, равенство, милосердие, прощение, самоотречение, жертвенность, альтруизм, совершенствование, любовь к врагам, духовность и т.д.
Среди них есть ценности, составляющие аксиологический центр, ценностное ядро мироздания, вселенские ценности, которые призваны воплощать в разной мере и в присущих им Формах не только нравственность, но и право, государство, политика, наука, информационные технологии и т.д.
Это свобода, справедливость, равенство, гуманизм.
Нравственно-правовые ценности проявляются в виде идей, идеалов, целей, принципов, норм.
Это своеобразные ступеньки нисхождения духовных ценностей в социальную реальность, формы, способы присвоения ценностей обществом и человеком.
Действительное различие между правовыми и нравственными ценностями уходят в глубины личностного метафизического выбора людей.
Право является как бы ступенью нисхождения высоких духовных материй в социальное бытие человека, ступенью, на которой каждый человек может присвоить, «приватизировать» возможности, содержащиеся в фундаментальных духовных началах, уходящих корнями в трансценденцию.
Причем, повторюсь, только на ступени права, будучи представленными в правовой материи указанные начала становятся доступными всем в равной мере.
Именно поэтому право является универсальным феноменом.
Одновременно этот процесс «нисхождения» Свободы.
Справедливости, Равенства, Гуманизма
в равной степени ко всем людям есть процесс восхождения права к самому себе, путь от незрелых своих форм права сильного, права власти, права государства к зрелой форме гуманистического права, или по другой терминологии от сословного и формального права к праву социальному.
Этот же процесс следует связать с идеей правового професса.
Ценность права высока, но не абсолютна.
Признанный в сфере социальной психологии «эффект снесения» имеет значение и для объяснения правовой реальности.
Сопротивление социальной среды, противоборство сил, стремлений, интересов, потребностей приводит к тому, что человек (общество) всегда реально достигают меньшего результата по отношению к цели, которая достигалась.
Поэтому идеи, идеалы, превращенные в социальные цели, должны иметь более высокий, чем просто социальные идеалы статус, а именно духовно-ценностный.
Различие нравственных и правовых ценностей фиксируется на уровне простого рационального (интеллектуального) признания правовых ценностей и глубокого проникновения, погружения, переживания ценностей нравственных.
Естественное право есть результат «встречи», взаимопроникновения нравственности, права и их носителя человека, соединения человеческой и нравственно-правовой природы ценностей.
Однако естественное право имеет нравственно-правовую природу (и как следствие юридическое значение) в силу того, что наличествует глубокое различие в восприятии человеком нравственных и правовых ценностей.
Психологический подход к изучаемым явлениям позволяет обнаружить, что нравственные ценности переживаются, прежде всего как благо для других, а правовые ценности благо для себя.
Золотое правило нравственности, воспринимаемое как метод нормативного исследования, позволяет усвоить содержание и критерии ценностных критериев поведения.
Воспринимаемое в качестве метода, оно служит подтверждением ценностного единства нравственности и права.
Следует признать, что нравственноправовые ценности соотносятся по принципу взаимной дополнительности.
t s

[Back]