стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц. Сожитие людей в обществе было бы немыслимо, если бы такие деяния, как воровство и убийство, ставились исключительно в зависимость *от добровольного усмотрения отдельных лиц.. Общество должно требовать обязательного исполнения норм, запрещающих подобные деяния■одинаково от всех своих членов, без различия их воззрений. С другой стороны, развитое нравственное сознание признает истинную цену лишь за таким исполнением моральных требований, которое сопровождается соответствующим внутренним настроением. «Одно внешнее исполнение без надлежащего нравственного чувства, с подобной точки зрения, не имеет никакогоа этического значения». (145) Право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к его внутренним5мотивам: Иное дело;мораль, она не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности. Вэтом смысле мораль неформальный определитель свободы. Свобода как субстанция человеческого бытия, преломляясь в правовой форме, получает своеобразное воплощение. Право и свобода человека неразделимы. Неотчуждаемость свободы человека это неотчуждаемость такого универсального качества личности; в котором заключена и ее абсолютная ценность. Главное и самое существенное в содержании права составляет свобода. Идея права рассматривается Гегелем как идея<свободы: .«Право есть вообще свобода как идея», «Идея права есть свобода». «Свобода есть необходимый субстрат, или подлежащее права», с определенностью утверждал* В. Соловьев.. «Отнимите свободу, и право становится своим противоположным, т.е.. насилием», продолжал он. (146) Эти же идеи проводили в своих работах БЛ: Вышеславцев, Г.Д. Гуревич, И.А. Ильин, Б. Кистяковский,. Н. Коркунов,. П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой (147), Б.Н. Чичерен определял право как «взаимное ограничение 124 > |
Исторически и логически происходит своеобразное нисхождение вечных ценностных идей, идеалов, принципов от уровня религиозного, через мораль, обычаи к праву. Правовая форма непосредственно религиозного содержания иногда являлась эффективной, но никогда не смогла стать всеобщей (каноническое право, мусульманское право, церковное право). Мораль, облаченная в правовые одежды, является весьма жестким (жестоким!) и весьма неэффективным регулятором. Обычаи в силу специфичности процесса их возникновения, даже приняв форму правовых обычаев, не могут полностью удовлетворить потребность общества в урегулировании общественных отношений. К тому же религиозные идеи, как и нравственные, доступны не всем, разделяются не каждым, следовательно, только приверженцы указанных идей могут воспользоваться мерой свободы, справедливости, заложенных в этих регуляторах. Право, таким образом, является ступенью нисхождения высоких духовных материй в социальное бытие человека, ступенью, на которой каждый человек может присвоить, «приватизировать» возможности, содержащиеся в фундаментальных духовных началах, уходящих корнями в трансценденцию. Причем, повторюсь, только на ступени права, будучи представленными в правовой материи указанные начала становятся доступными всем в равной мере. Именно поэтому право является универсальным феноменом. Одновременно этот процесс «нисхождения» Свободы. Справедливости, Равенства, Гуманизма (Милости) в равной степени ко всем людям есть процесс восхождения права к самому себе, путь от незрелых своих форм права сильного, права власти, права государства^к зрелой форме гуманистического права, или по другой терминологии от сословного и формального права к праву социальному.^ Этот же процесс следует связать с идеей ^ Типология права С.С. Алексеева. См.: Алексеев С.С. Философия права. С. 72. ^ См.: Лейст О.Э. Сущность и исторические типы права.//Вестник Моск. Ун-та. Серия 11. Поаво. 1992. С. 4 и далее. правового прогресса. В то же время развитое, гуманистическое право (или стремящееся, развивающееся по этому пути) должно осмысливаться в правосознании, теории и философии права. Это осмысление должно происходить в реляция к Абсолютному. Указанный процесс «нисхождения-восхождения» есть необходимое условие саморазвития правовой материи, ее самоидентификации. Постоянное соотнесение с нравственными абсолютами нисколько не размывает границы права и отнюдь не подменяет право моралью, а является необходимым условием сохранения правом своего «лица», атрибутивного свойства универсального и эффективного нормативноценностного регулятора. § 2. Свобода в праве. Право, и мораль являют собой специфические формы воплощения, претворения свободы в общественном бытии, формы соединения свободы индивидуальной, групповой и общественной. Переведем философские представления о свободе как нравственной ценности в плоскость исследования свободы в праве. История права представляет собой противоречивый, мучительный и подчас трагичный процесс осмысления и претворения идеи свободы, ее нормативного ограничения и организации социальной жизни на принципах свободы. Свобода, как субстанция человеческого бытия, преломляясь в правовой форме, получает в своеобразное воплощение. Право и свобода человека неразделимы. Неотчуждаемость свободы человека это неотчуждаемость такого универсального качества личности, в котором заключена и ее абсолютная ценность. Главное и самое существенное в содержании права составляет свобода. Идея права рассматривается Гегелем как идея свободы: «Право есть вообще свобода как идея». «Идея права есть свобода».’’ «Свобода есть необходимый субстрат, или подлежащее права», с определенностью утверждал В. Соловьев. «Отнимите свободу, и право становится своим противоположным, т.е. насилием», продолжал он.^ Эти же идеи проводили в своих работах Б.П. Вышеславцев, Г.Д. Гурвич, И.А. Ильин, Б. Кистяковский, Н. Коркунов, П.И. ^ Гегель Г В. Философия права. М. 1990. С. 89, 59. ^ Соловев Вл. Предварительные замечания о праве вообще./ Власть и право. М. 1990. С 99 Новгородцев, Е.Н. Трубецкой.^ Б.Н. Чичерин определяя1сгправо как «взаимное ограничение свободы лиц», считал, что «в самом зародыше отношений право уже является выражением свободы».^ Свобода в качестве сути философского обоснования права стала выступать, начиная с эпохи Просвещения. «Свобода единственный религиозный свод нового времени», писал Э. Ренан.^ «Свобода заключается в том, чтобы делать все |