Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 124]

стало, все равно, соответствуют они или нет желаниям и мнениям отдельных лиц.
Сожитие людей в обществе было бы немыслимо, если бы такие деяния, как воровство и убийство, ставились исключительно в зависимость *от добровольного усмотрения отдельных лиц..
Общество должно требовать обязательного исполнения норм, запрещающих подобные деяния■одинаково от всех своих членов, без различия их воззрений.
С другой стороны, развитое нравственное сознание признает истинную цену лишь за таким исполнением моральных требований, которое сопровождается соответствующим внутренним настроением.
«Одно внешнее исполнение без надлежащего нравственного чувства, с подобной точки зрения, не имеет никакогоа этического значения».
(145) Право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к его внутренним5мотивам: Иное дело;мораль, она не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности.
Вэтом смысле мораль неформальный определитель свободы.
Свобода как субстанция человеческого бытия, преломляясь в правовой форме, получает
своеобразное воплощение.
Право и свобода человека неразделимы.
Неотчуждаемость свободы человека это неотчуждаемость такого универсального качества личности; в котором заключена и ее абсолютная ценность.
Главное и самое существенное в содержании права составляет свобода.
Идея права рассматривается Гегелем как идея<свободы:
.«Право есть вообще свобода как идея», «Идея права есть свобода».
«Свобода есть необходимый субстрат, или подлежащее права», с определенностью утверждал* В.
Соловьев..
«Отнимите свободу, и право становится своим противоположным, т.е..
насилием», продолжал он.

(146) Эти же идеи проводили в своих работах БЛ: Вышеславцев, Г.Д.
Гуревич, И.А.
Ильин, Б.
Кистяковский,.
Н.
Коркунов,.
П.И.

Новгородцев, Е.Н.
Трубецкой (147), Б.Н.
Чичерен определял право как «взаимное ограничение 124 >
[стр. 56]

Исторически и логически происходит своеобразное нисхождение вечных ценностных идей, идеалов, принципов от уровня религиозного, через мораль, обычаи к праву.
Правовая форма непосредственно религиозного содержания иногда являлась эффективной, но никогда не смогла стать всеобщей (каноническое право, мусульманское право, церковное право).
Мораль, облаченная в правовые одежды, является весьма жестким (жестоким!) и весьма неэффективным регулятором.
Обычаи в силу специфичности процесса их возникновения, даже приняв форму правовых обычаев, не могут полностью удовлетворить потребность общества в урегулировании общественных отношений.
К тому же религиозные идеи, как и нравственные, доступны не всем, разделяются не каждым, следовательно, только приверженцы указанных идей могут воспользоваться мерой свободы, справедливости, заложенных в этих регуляторах.
Право, таким образом, является ступенью нисхождения высоких духовных материй в социальное бытие человека, ступенью, на которой каждый человек может присвоить, «приватизировать» возможности, содержащиеся в фундаментальных духовных началах, уходящих корнями в трансценденцию.
Причем, повторюсь, только на ступени права, будучи представленными в правовой материи указанные начала становятся доступными всем в равной мере.
Именно поэтому право является универсальным феноменом.
Одновременно этот процесс «нисхождения» Свободы.
Справедливости, Равенства, Гуманизма (Милости) в равной степени ко всем людям есть процесс восхождения права к самому себе, путь от незрелых своих форм права сильного, права власти, права государства^к зрелой форме гуманистического права, или по другой терминологии от сословного и формального права к праву социальному.^ Этот же процесс следует связать с идеей ^ Типология права С.С.
Алексеева.
См.: Алексеев С.С.
Философия права.
С.
72.
^ См.: Лейст О.Э.
Сущность и исторические типы права.//Вестник Моск.
Ун-та.
Серия 11.
Поаво.
1992.
С.
4 и далее.
правового прогресса.
В то же время развитое, гуманистическое право (или стремящееся, развивающееся по этому пути) должно осмысливаться в правосознании, теории и философии права.
Это осмысление должно происходить в реляция к Абсолютному.
Указанный процесс «нисхождения-восхождения» есть необходимое условие саморазвития правовой материи, ее самоидентификации.
Постоянное соотнесение с нравственными абсолютами нисколько не размывает границы права и отнюдь не подменяет право моралью, а является необходимым условием сохранения правом своего «лица», атрибутивного свойства универсального и эффективного нормативноценностного регулятора.
§ 2.
Свобода в праве.
Право, и мораль являют собой специфические формы воплощения, претворения свободы в общественном бытии, формы соединения свободы индивидуальной, групповой и общественной.
Переведем философские представления о свободе как нравственной ценности в плоскость исследования свободы в праве.
История права представляет собой противоречивый, мучительный и подчас трагичный процесс осмысления и претворения идеи свободы, ее нормативного ограничения и организации социальной жизни на принципах свободы.
Свобода, как субстанция человеческого бытия, преломляясь в правовой форме, получает
в своеобразное воплощение.
Право и свобода человека неразделимы.
Неотчуждаемость свободы человека это неотчуждаемость такого универсального качества личности, в котором заключена и ее абсолютная ценность.
Главное и самое существенное в содержании права составляет свобода.
Идея права рассматривается Гегелем как идея
свободы: «Право есть вообще свобода как идея».
«Идея права есть свобода».’’ «Свобода есть необходимый субстрат, или подлежащее права», с определенностью утверждал В.
Соловьев.
«Отнимите свободу, и право становится своим противоположным, т.е.
насилием», продолжал он.^
Эти же идеи проводили в своих работах Б.П.
Вышеславцев, Г.Д.
Гурвич, И.А.
Ильин, Б.
Кистяковский, Н.
Коркунов, П.И.
^
Гегель Г В.
Философия права.
М.
1990.
С.
89, 59.
^ Соловев Вл.
Предварительные замечания о праве вообще./ Власть и право.
М.
1990.
С 99 Новгородцев, Е.Н.
Трубецкой.^ Б.Н.
Чичерин определяя1сгправо как «взаимное ограничение свободы лиц», считал, что «в самом зародыше отношений право уже является выражением свободы».^ Свобода в качестве сути философского обоснования права стала выступать, начиная с эпохи Просвещения.
«Свобода единственный религиозный свод нового времени», писал Э.
Ренан.^ «Свобода заключается в том, чтобы делать все

[Back]