Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 125]

S свободы лиц», считал, что «в самом зародыше отношений право уже является выражением свободы».
(148) Свобода;вiкачестве философского обоснования* права»стала выступать, начиная*с эпохи;Просвещения; «Свобода единственный*религиозный свод нового времени», писал Э.Ренан.
«Свобода заключается в том, чтобы делать вседозволенное
законами.
Если бы один гражданин мог делать то, что они запрещают, то*свободы;более?не
было;бы, ибо;другие поступили бы точно так же» утверждал Ш.
Монтескье.
К подобным выводам о соотношении; свободы и права; приходят и
Ь современные исследователи:; С.С.
Алексеев, В.И.
Леушин, Е.А.
Лукашева, А.
В.
Малько, Г.
Мальцев,
Н.И.
Матузов, B.C.
Нерсесянц, Ю.В.
Тихонравов, Л.С.
Явич и другие.
«Своим; всеобщим масштабом
ш равной? мерой? право выражает, измеряет, «отмеряет» и оформляет именно свободу в 125 ' человеческих взаимоотношениях, свободу индивида.
Дозволения и запреты права? представляют нормативную структуру и? оформленность свободы в общественном<бытии
людей; пределы достигнутой свободы, границы между свободой; и несвободой? на соответствующей? ступени? исторического развития.
«Какой либо другой*формы в
общественной жизни?людей?человечество до сих; нор не изобрело..
Да это невозможно ни логически, ни практически», утверждает B.C.
Нерсесянц.

(149) «...Наиболее важно то, что именно право гарантирует такую реализацию свободы людей в? практической; жизни, которая; способна? обогатить ее достоинством разума и; отсечь? произвол, своеволие, безумие неконтролируемой;стихии;субъективного», подводит итог рассуждениям G.C.
Алексеев;.
Рассматривали: право как форму и меру свободы;участники
конференции; прошедшей? в апреле 1994 г.
в Новосибирске: В.В.
Кожевников, А.А.
Дзюбенко, Ф.Ф.

Голиков,Г.Ч.
Синченко и другие.
* Правовая материя субстанционально представлена свободой; Свобода в праве не охватывает всех наличных уровней свободы.
Негативная свобода, хаос, также как и абсолютная* духовная, творческая свобода находятся за
[стр. 56]

Исторически и логически происходит своеобразное нисхождение вечных ценностных идей, идеалов, принципов от уровня религиозного, через мораль, обычаи к праву.
Правовая форма непосредственно религиозного содержания иногда являлась эффективной, но никогда не смогла стать всеобщей (каноническое право, мусульманское право, церковное право).
Мораль, облаченная в правовые одежды, является весьма жестким (жестоким!) и весьма неэффективным регулятором.
Обычаи в силу специфичности процесса их возникновения, даже приняв форму правовых обычаев, не могут полностью удовлетворить потребность общества в урегулировании общественных отношений.
К тому же религиозные идеи, как и нравственные, доступны не всем, разделяются не каждым, следовательно, только приверженцы указанных идей могут воспользоваться мерой свободы, справедливости, заложенных в этих регуляторах.
Право, таким образом, является ступенью нисхождения высоких духовных материй в социальное бытие человека, ступенью, на которой каждый человек может присвоить, «приватизировать» возможности, содержащиеся в фундаментальных духовных началах, уходящих корнями в трансценденцию.
Причем, повторюсь, только на ступени права, будучи представленными в правовой материи указанные начала становятся доступными всем в равной мере.
Именно поэтому право является универсальным феноменом.
Одновременно этот процесс «нисхождения» Свободы.
Справедливости, Равенства, Гуманизма (Милости) в равной степени ко всем людям есть процесс восхождения права к самому себе, путь от незрелых своих форм права сильного, права власти, права государства^к зрелой форме гуманистического права, или по другой терминологии от сословного и формального права к праву социальному.^ Этот же процесс следует связать с идеей ^ Типология права С.С.
Алексеева.
См.: Алексеев С.С.
Философия права.
С.
72.
^ См.: Лейст О.Э.
Сущность и исторические типы права.//Вестник Моск.
Ун-та.
Серия 11.
Поаво.
1992.
С.
4 и далее.
правового прогресса.
В то же время развитое, гуманистическое право (или стремящееся, развивающееся по этому пути) должно осмысливаться в правосознании, теории и философии права.
Это осмысление должно происходить в реляция к Абсолютному.
Указанный процесс «нисхождения-восхождения» есть необходимое условие саморазвития правовой материи, ее самоидентификации.
Постоянное соотнесение с нравственными абсолютами нисколько не размывает границы права и отнюдь не подменяет право моралью, а является необходимым условием сохранения правом своего «лица», атрибутивного свойства универсального и эффективного нормативноценностного регулятора.
§ 2.
Свобода в праве.
Право, и мораль являют собой специфические формы воплощения, претворения свободы в общественном бытии, формы соединения свободы индивидуальной, групповой и общественной.
Переведем философские представления о свободе как нравственной ценности в плоскость исследования свободы в праве.
История права представляет собой противоречивый, мучительный и подчас трагичный процесс осмысления и претворения идеи свободы, ее нормативного ограничения и организации социальной жизни на принципах свободы.
Свобода, как субстанция человеческого бытия, преломляясь в правовой форме, получает в своеобразное воплощение.
Право и свобода человека неразделимы.
Неотчуждаемость свободы человека это неотчуждаемость такого универсального качества личности, в котором заключена и ее абсолютная ценность.
Главное и самое существенное в содержании права составляет свобода.
Идея права рассматривается Гегелем как идея свободы: «Право есть вообще свобода как идея».
«Идея права есть свобода».’’ «Свобода есть необходимый субстрат, или подлежащее права», с определенностью утверждал В.
Соловьев.
«Отнимите свободу, и право становится своим противоположным, т.е.
насилием», продолжал он.^ Эти же идеи проводили в своих работах Б.П.
Вышеславцев, Г.Д.
Гурвич, И.А.
Ильин, Б.
Кистяковский, Н.
Коркунов, П.И.
^ Гегель Г В.
Философия права.
М.
1990.
С.
89, 59.
^ Соловев Вл.
Предварительные замечания о праве вообще./ Власть и право.
М.
1990.
С 99 Новгородцев, Е.Н.
Трубецкой.^ Б.Н.
Чичерин определяя1сгправо как «взаимное ограничение свободы лиц», считал, что «в самом зародыше отношений право уже является выражением свободы».^ Свобода в качестве сути философского обоснования права стала выступать, начиная с эпохи Просвещения.
«Свобода единственный религиозный свод нового времени», писал Э.
Ренан.^ «Свобода заключается в том, чтобы делать все


[стр.,57]

дозволенное законами.
Если бы один гражданин мог делать то, что они запрещают, то свободы
более не было бы, ибо другие поступили бы точно так же», утвер)едап Ш.
Монтескье.^ К подобным выводам о соотношении свободы и права приходят и
современные исследователи: С.С.
Алексеев, В.И.
Леушин, Е.А.
Лукашева, А.В.
Малько, Г.
Мальцев,
Мамут, Н.И.
Матузов, B.C.
Нерсесянц, В.Д.
Перевалов, А.П.
Семитко, Ю.В.
Тихонравов, В.М.
Шафиров, Л.С.
Явич и другие.
«Своим всеобщим масштабом
и равной мерой право выражает, измеряет, «отмеряет» и оформляет именно свободу в человеческих взаимоотношениях, свободу индивида.^ Дозволения и запреты права представляют нормативную структуру и оформленность свободы в общественном бытии людей, пределы достигнутой свободы, фаницы между свободой и несвободой на соответствующей ступени исторического развития.
«Какой-либо другой формы выражения
свободы в общественной жизни людей человечество до сих пор не изобрело.
Да это невозможно ни логически, ни практически», утверждает B.C.
Нерсесянц.® ^
Кистяковский Б.
В защиту права.// Новое время.
1990.
№ 20.
С.
40.
Коркунов Н.
Право и права.
//Новое время.
1994.
№ 18-19.
С.58.
Новгородцев П.И.
Введение в философию права.
М.
1996.
С.186.
Трубецкой Е.Н.
Лекции по энциклопедии права ./Хрестоматия по истории политических и правовых учений.
Уфа.
1993.
С.
257.
^ Чичерин Б.Н.
Философия права.
М.
1998.
С.
142.
‘ См.: Энциклопедия мысли.
Симферополь.
1997.
С.
469.
^ Монтескье Ш.
Энциклопедия мысли.
С.
469.
^ Перевалов В.Д.
Человек и право: проблемы сущности и понимания.//Правовые проблемы евроазиатского сотрудничества: глобальное и региональное измерение.
Екатеринбург.
1993.
С.6.
Теория государства и права./Под ред.
В.М.
Корельского и В.Д.
Перевалова.
М.
1997.
Гл.
16.
С.
236.
(Глава написана В.И.
Леушиным в соавт.
С В.Д.
Переваловым).
® Нерсесянц B.C.
Ценность права как триединства свободы, равенства и справедливости.
Проблемы ценностного подхода в поаве: традиции и обновление.
М.
«…Наиболее важно то, что именно право гарантирует такую реализацию свободы людей в практической жизни, которая способна обогатить ее достоинством разума и отсечь произвол, своеволие, безумие неконтролируемой стихии субъективного», подводит итог рассуждениям С.С.
Алексеев.^ Рассматривали право как форму и меру свободы
участники конференции, прошедшей в апреле 1994 в Новосибирске: В.В.
Кожевников, А.А.
Дзюбенко, Ф.Ф.

Голиков; Г.Ч.
Синченко, В.М.
Шкарупа и другие.^ Правовая материя субстанционально представлена свободой.
Свобода в праве не охватывает всех наличных уровней свободы.
Негативная свобода, хаос, также как и абсолютная духовная, творческая свобода находятся за
пределами права.
Осознать это должно в рамках правовой теории, в ином случае невозможно понять место, предназначение, роль правовой свободы в бытии человека и мироздания.
Нередко роль права абсолютизируется, категория свободы производится от права, в других случаях свобода и право вовсе разводятся, связь между ними не усматривается.
Ценность и главное предназначение права состоят в том, что оно является посредником мехаду хаосом и космосом, связывает их в единь1й_контину^^ личности и обществу подняться от низших .с^пеней свободы к высшим.
Сделать это только с помощью принуждения невозможно, об этом свидетельствует история человечества, а также наука, в том числе юриспруденция.
Как право исполняет свою миссию? Право воплощает в своем содержании вечные духовные общечеловеческие ценности, достижение, осуществление которых является внутренней смысложизненной потребностью, желанием личности.
Право не воплощает в себе абсолютов, а лишь минимальную, необходимую и достаточную меру этих ценностей.
Достаточную для создания условий, в которых люди могли бы увидеть абсолютные ценности, стремится и достигать более высокой ступени свободы с помощью уже другого ценностно-нормативного регулятора нравственности.
Установление такой последовательности сначала право, затем мораль условно, дань логическому 1.
С.
5.
Он же.
Право математика свободы.
М.
1996.
С.
5-17.0н же.
Юриспруденция.
Введение в курс общей теории права и государства.
М.
1998.
С.
40.
^ Алексеев С.С.
Философия права.
М.
1997.
С.
96.
См.
также: Ершов Ю.Г.
Философия права(материалы лекций).
Екатеринбург.
1995.
С.
14.
^ Право и правовое регулирование в системе устойчивого социального регулирования.
Омск.
1994.
А также: Ершов Ю.Г.
Философия права (материалы лекций).
Екатеринбург.
1995 С 14 рассуждению, так как нравственные ценности неотмыслимы ни

[Back]