Самый высокий уровень воплощения свободы в праве права и свободы личности. Истоки .воплощения; идеалов свободы в корпусе прав и свобод человека;заложены в философии просвещения, учениях древнегреческих * философов, естественно правовой доктрине. Исторически права и свободы человека стали развиваться и получили универсальный характер в результате буржуазных революций. Права и свободы личности получили свое признание и закрепление в международном обществе. Обоснование их осуществляется в.опоре на нравственные ценности? и категории свободы, справедливости, равенств, человеческого достоинства. Права и свободы личности это средства, с помощью которых личность может произвольно достигать высших ценностей. воплощать идеалы, осуществлять идеи, если изберет их целью; Правовая активность личности это теоретико-правовая конструкция, обозначающая состояние личности; которая добровольно, осознано,систематически, инициативно, целерационально, творчески действует в? правовом пространстве, опираясь на правовые нормативные регулятивные средства;, а также движимая стремлением воплотить общечеловеческиенравственно правовые ценности свободу, справедливость, равенство, гуманизм. Правоактивное поведение личности индикатор ее внутренней m практической свободы. В таком поведении запреты, ограничения осознаны и• признаны как объективно обусловленные природой человека и общества и направленные на расширение пространства индивидуальной и социальной свободы. Противоречия, коллизии, конфликты, пробелы в правовой сфере снимаются, преодолеваются, возводятся,? т.е сублимируются нравственно правовыми ценностями. Следует подчеркнуть, что в таком поведении неизбежно присутствует иррациональный момент веры в их аксиологическую самодостаточность, самооправданность. Итак, свобода в гуманистическом ключе: 1. Естественное и неотъемлемое свойство человеческой личности и право человека. Это выражается в реальномналичии объема, целостного комплекса прав и свобод личности, обусловленного природой целостного человека. 2. Возможность 136 |
определяют их через категорию возможности/ Это свидетельствует о глубокой связи и взаимном проникновении правовой необходимости и правовой возможности (через категорию возможности определяются права и свободы). В позитивном праве это можно проследить на примере ч.4 ст.43 Конституции РФ, устанавливающей обязательность права на получение основного общего образования, где возможность (право) и необходимость (обязанность) сочетаются в одном предписании. Предпосылкой установления правовых обязанностей является признание субъектом необходимости определенной модели поведения. Обязанности в праве представляют следующий, более высокий по сравнению с запретами уровень свободы, условием реализации которого является не только страх или осуществление прину>едения, но осознание нравственно-правовых ценностей, призывающих к выполнению обязанностей. Избранная свободной волей ценность как цель превращает исполнение обязанностей в праве в акт реализации свободы. Поэтому справедливо суждение о том, что обязанности гра>едан сочетают в себе качества юридического веления с качествами морально-идеологического императива, а их нормативность обеспечивается действием всех элементов их содержания, т.е. нравственным долженствованием (выделено мной М.И.Д.) и юридической обязанностью»^. Все это приводит к тому, что необходимость, имея стропле рамки, содержит в себе известные возможности.® М. Ганди говорил: «Если мы выполним все свои обязанности, прав не нужно долго искать. Но если мы, не выполнив своих обязанностей, устремимся за правами, то он будут удаляться от нас, как блуждающий огонек».^ Свобода более высокая ступень действительности, чем необходимость, но эту ступень необходимости, которая в праве отливается в обязанности, нужно освоить, реализовать, прежде чем достигать правовой свободы. т Самый высокий уровень воплощения свободы в праве права и свободы личности. Истоки воплощения идеалов свободы в корпусе прав и свобод человека ^ г. в. Мальцев полагает, что «юридическая обязанность есть не только должное, но и возможное в человеческом поведении». Мальцев Г.В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). М. 1968. С. 71. См. также: Общая теория прав человека./Под ред. Е.А. Лукашевой. М. 1996. С. 37. ^ Конституционный статус личности в СССР. М. 1980. С. 85-86. ’ См. подробнее: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М. 1997. С.139 заложены в философии просвещения, учениях древнегреческих философов, естественно-правовой доктрине. Исторически права и свободы человека стали развиваться и получили универсальный характер в результате буржуазных революций. Права и свободы личности получили свое признание и закрепление в международном сообществе, обоснование их осуществляется в опоре на нравственные ценности и категории свободы, справедливости, равенства, человеческого достоинства. Права и свободы личности это средства, с помощью которых личность может произвольно достигать высших ценностей воплощать идеалы, осуществлять идеи, если изберет их целью. Правовая активность личности это теоретико-правовая конструкция, обозначающая состояние личности, которая добровольно, осознанно, систематически, инициативно, целерационально, творчески действует в правовом пространстве, опираясь на правовые нормативные регулятивные средства, а также движимая стремлением воплотить общечеловеческие нравственно-правовые ценности свободу, справедливость, равенство, гуманизм. Правоактивное поведение личности индикатор ее внутренней и практической свободы. В таком поведении запреты, ограничения осознаны и признаны как объективно обусловленные природой человека и общества и направленные на расширение пространства индивидуальной и социальной свободы. Противоречия, коллизии, конфликты, пробелы в правовой сфере снимаются, преодолеваются, возводятся т.е. сублимируются нравствнно-правовыми ценностями. Следует подчеркнуть, что в таком поведении неизбежно присутствует иррациональный момент веры в их аксиологическую самодостаточность, самооправданность. Итак, свобода в гуманистическом ключе: 1. Естественное и неотъемлемое свойство человеческой личности и право человека. Это выражается в реальном наличии объема, целостного комплекса прав и свобод личности, обусловленном природой целостного (а не частичного, не только homo juridicus, но и homo ethicus, homo politicus и др.) человека; 2. Возможность (право) делать все, что не запрещает закон, не возникает надобности в перечислении дозволений, все, что не запрещено законом позволено. 3. Наличие реальной, действительной возможности выбирать между моделями, вариантами поведения. 4. Право, которое можно противопоставить ДРУГОМУ лицу или обществу в целом. Пользование ею предполагает воздержание ^ Цит. по: Кедров К. Махатма Ганди: сила ненасилия. //Известия. 1991. № 13. |