Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 140]

понимание ответственности предполагает взгляд на традиционный институт юридической ответственности как на позитивную правовую ответственность.
Наша позиция в вопросе: позитивной; юридической ответственности: солидарна с позицией
группы авторов, считающих, что таковую выделять «можно и необходимо».
(171) П:Е..
Недбайло писал, что сущность * ответственности заключается «в самостоятельной и инициативной деятельности в рамках правовых норм...».

(172) Самостоятельность, инициатива есть признаки, составляющие творчество.
Деятельность в рамках запретов творчества не предполагает, хотя на наш;взгляд
и не исключает его; как внутреннюю, целеполагающую, мотивирующую сторону деятельности; Деятельность на основе обязывающих норм предполагает больший объем свободы, чем в предыдущем случае.
Инаконец, управомочивающие нормы предоставляют субъекту наибольший объем
возможностей,, свободыпроявить самостоятельное,, инициативное, творческое отношение к реализации правовых и общечеловеческих ценностей.
Наиболее ярко высвечивается юридическая ответственность в аксиологическом аспекте;.
Принятие духовно ценностного уровня права,, признание свободы, справедливости, равенства элементами механизма правового регулирования; определение основных направлений воздействия
нравственно# правовых ценностей в правовой: сфере (функций ценностей) позволяет выяснить истоки: позитивной правовой (юридической) ответственности.
Ответственность вправе первично формируется не на основе юридических санкций; предусматривающих негативные последствия за совершенное
Ъ правонарушение.
Такой подход к ответственности в праве дань этатическому подходу к праву, наказательно ограничительной его трактовке.
Истоки правовой ответственности в свободном ответе на призыв к реализации
нравственно; правовых ценностей.
Позитивная; ответственность есть осознанное, добровольное, уважительное, творческое поведение в правовой сфере, постоянно утверждающее конечные
140
[стр. 65]

способность человека ответить на то, что к нему взывает.
Вечные общечеловеческие ценности призывают к своему осуществлению.
В философском аспекте ответственность есть ответ человека на призыв свободы.^ Ответственность в правовой ц сфере предполагает: 1) Воспитание внимания к ценностям в праве и ценностям права.
Преобладание корыстных соображений, рассеянность внимания, концентрация на том, что нравится, нечувствительность к потребностям других индивидуумов, поверхность в восприятии все это может стать преступным, когда речь идет о важнейших вопросах человеческой жизни.
Это касается в первую очередь законодателя, затем правоприменителя, правоохранительные инстанции, всех лиц, реализующих право.
Внимательность предполагает целостность восприятия ценностей, а значит восприятие свободы во всей ее полноте.
2) Способность приятия, чувствительность, «чувство ценности».
Ценность диктует линию поведения, и человек должен быть открыт, свободен от предвзятости.
Предвзятость мешает личности принять ценность права частной собственности, рыночных отношений, свободы самоопределения личности в отсутствии патерналистских отношений с государством, не позволяет принять право как меру свободы, справедливости, равенства, обеспеченную в первую очередь позитивными средствами и т.д.
Такое понимание ответственности предполагает взгляд на традиционный институт юридической ответственности как на позитивную правовую ответственность.
Наша позиция в вопросе позитивной юридической ответственности солидарна с позицией
фуппы авторов, считающих, что таковую выделять «можно и необходимо».’ П.Е.
Недбайло писал, что сущность ответственности заключается «в самостоятельной и инициативной деятельности в рамках правовых норм…».”
Самостоятельность, инициатива есть признаки, составляющие творчества.
Деятельность в рамках запретов творчества не предполагает, хотя, на наш
взгляд и не исключает его как внутреннюю, целеполагающую, мотивирующую сторону деятельности.
Деятельность на основе обязывающих норм предполагает больший объем свободы, чем в предыдущем случае.
И, наконец, управомочивающие нормы предоставляют субъекту наибольший объем ^
Шафиров В.М.
Правовая аетивность советских граждан.
Красноярск.
1982.
С.
71-72.
ЧР ^ См.: Джуссани Л.
Реальность, разум и религия.
Милан.
1986.
С.
197-198.
% ’ См: Базылев Б.Т.
Юридическая ответственность.
Красноярск.
1985.
С.
27.
“ Недбайло П.
Е.
Система юридических гарантий применения советских правовых норм.//Правоведение.
1971.
№ 3.
С.
50-52.
возможностей, свободы проявить самостоятельное, инициативное, творческое отношение к реализации правовых и общечеловеческих ценностей.
Наиболее ярко высвечивается юридическая ответственность в аксиологическом аспекте.
Принятие духовно-ценностного уровня права, признание свободы, справедливости, равенства элементами механизма правового регулирования, определение основных направлений воздействия
нравственно-правовых ценностей в правовой сфере (функций ценностей) позволяет высветить истоки позитивной правовой (юридической) ответственности.
Ответственность в праве первично формируется не на основе юридических санкций, предусматривающих негативные последствия за совершенное
правонарушение.
Такой подход к ответственности в праве дань этатическому подходу к праву, наказательноограничительной его трактовке.
Истоки правовой ответственности в свободном ответе на призыв к реализации
нравственноправовых ценностей.
Позитивная ответственность есть осознанное, добровольное, уважительное, творческое поведение в правовой сфере, постоянно утверждающее конечные
нравственноправовые ценности.
Представляется, что такая ответственность необходимое условие самосозидания личности.
В праве объем свободы ограничивается предписаниями закона, ценности свободы, справедливости, равенства имеют определенный, дозированный объем в правовых нормах, однако на уровне общеправовых принципов, а также идеалов, идей, происходит «смыкание» правовых и нравственных ценностей, область правового перетекает в область нравственного при условии, что субъект не желает ограничить себя проявлением качеств homo juridicus.
Уровень развития правосознания существенно зависит от того, насколько отчетливо принимаются ценность свободы, справедливости, равенства, насколько правосознание открыто для принятия ценностей, имеющих исток в иррациональных уровнях существования мира, а прогрессивность правовой системы в целом от того, насколько последовательно и всесторонне они воплощаются в законодательстве и практике правоотношений.
В этой связи особенно важны понятия кредита правового доверия и правового статуса личности.
Щ Кредит правового доверия это аспект гуманизма, состоящий в том, что

[Back]