Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 141]

нравственно правовые ценности.
Представляется, что такая ответственность —необходимое условие самосозидания личности.
В праве объем свободы ограничивается предписаниями закона, ценности свободы, справедливости, равенства имеют определенный, дозированный объем в правовых нормах,,однако наiуровне:общеправовых
норм, а также Р идеалов, идей, происходит «смыкание» правовых и нравственных ценностей, область правового’перетекает в область нравственного при:условии, что субъект не желает ограничить себя проявлением: качеств homo juridicus.
Уровень развития правосознания: существенно зависит от того, насколько отчетливо
понимается ценность свободы, справедливости, равенства, насколько правосознание открыто для принятия ценностей, имеющих исток в иррациональных уровнях существования мира; а прогрессивность правовой системы вгцелом от того, насколько последовательно и всесторонне они воплощаются*в законодательстве и практике правоотношений: В этой связи особенно важны понятия кредита правового доверияи правового статуса личности.
Кредит правового доверия это аспект'гуманизма, состоящий в том, что
каждый член: общества: принимается за интеллектуально (а, потому граждански нравственно) совершенное существо, которое не нуждается в чужой подсказке при определении того, что для него желательно, выгодно и ценно.
Fосударство обязано категорически запретить кому бы то ни было (в т.ч., самому себе) обращаться с человеком как: с:ребенком, которого надо* водить на помочах, вторгаться;в сферу его самостоятельных практических суждений.
(173) В гражданско-правовом бытии личности кредиту доверия соответствует статус неподотчетности, т.е.
практической
личною независимости.
Он обеспечивается государственным запретом вмешиваться в такие действия людей; которые
смогут причинить ущерб только им, если частные лица совершают свои действия добровольно.
Свобода самостоятельного преследования личного интереса первооснова индивидуальных правомочий; Именно поэтому договор есть однаиз
141
[стр. 65]

способность человека ответить на то, что к нему взывает.
Вечные общечеловеческие ценности призывают к своему осуществлению.
В философском аспекте ответственность есть ответ человека на призыв свободы.^ Ответственность в правовой ц сфере предполагает: 1) Воспитание внимания к ценностям в праве и ценностям права.
Преобладание корыстных соображений, рассеянность внимания, концентрация на том, что нравится, нечувствительность к потребностям других индивидуумов, поверхность в восприятии все это может стать преступным, когда речь идет о важнейших вопросах человеческой жизни.
Это касается в первую очередь законодателя, затем правоприменителя, правоохранительные инстанции, всех лиц, реализующих право.
Внимательность предполагает целостность восприятия ценностей, а значит восприятие свободы во всей ее полноте.
2) Способность приятия, чувствительность, «чувство ценности».
Ценность диктует линию поведения, и человек должен быть открыт, свободен от предвзятости.
Предвзятость мешает личности принять ценность права частной собственности, рыночных отношений, свободы самоопределения личности в отсутствии патерналистских отношений с государством, не позволяет принять право как меру свободы, справедливости, равенства, обеспеченную в первую очередь позитивными средствами и т.д.
Такое понимание ответственности предполагает взгляд на традиционный институт юридической ответственности как на позитивную правовую ответственность.
Наша позиция в вопросе позитивной юридической ответственности солидарна с позицией фуппы авторов, считающих, что таковую выделять «можно и необходимо».’ П.Е.
Недбайло писал, что сущность ответственности заключается «в самостоятельной и инициативной деятельности в рамках правовых норм…».” Самостоятельность, инициатива есть признаки, составляющие творчества.
Деятельность в рамках запретов творчества не предполагает, хотя, на наш взгляд и не исключает его как внутреннюю, целеполагающую, мотивирующую сторону деятельности.
Деятельность на основе обязывающих норм предполагает больший объем свободы, чем в предыдущем случае.
И, наконец, управомочивающие нормы предоставляют субъекту наибольший объем ^ Шафиров В.М.
Правовая аетивность советских граждан.
Красноярск.
1982.
С.
71-72.
ЧР ^ См.: Джуссани Л.
Реальность, разум и религия.
Милан.
1986.
С.
197-198.
% ’ См: Базылев Б.Т.
Юридическая ответственность.
Красноярск.
1985.
С.
27.
“ Недбайло П.
Е.
Система юридических гарантий применения советских правовых норм.//Правоведение.
1971.
№ 3.
С.
50-52.
возможностей, свободы проявить самостоятельное, инициативное, творческое отношение к реализации правовых и общечеловеческих ценностей.
Наиболее ярко высвечивается юридическая ответственность в аксиологическом аспекте.
Принятие духовно-ценностного уровня права, признание свободы, справедливости, равенства элементами механизма правового регулирования, определение основных направлений воздействия нравственно-правовых ценностей в правовой сфере (функций ценностей) позволяет высветить истоки позитивной правовой (юридической) ответственности.
Ответственность в праве первично формируется не на основе юридических санкций, предусматривающих негативные последствия за совершенное правонарушение.
Такой подход к ответственности в праве дань этатическому подходу к праву, наказательноограничительной его трактовке.
Истоки правовой ответственности в свободном ответе на призыв к реализации нравственноправовых ценностей.
Позитивная ответственность есть осознанное, добровольное, уважительное, творческое поведение в правовой сфере, постоянно утверждающее конечные нравственноправовые ценности.
Представляется, что такая ответственность необходимое условие самосозидания личности.
В праве объем свободы ограничивается предписаниями закона, ценности свободы, справедливости, равенства имеют определенный, дозированный объем в правовых нормах, однако на
уровне общеправовых принципов, а также идеалов, идей, происходит «смыкание» правовых и нравственных ценностей, область правового перетекает в область нравственного при условии, что субъект не желает ограничить себя проявлением качеств homo juridicus.
Уровень развития правосознания существенно зависит от того, насколько отчетливо
принимаются ценность свободы, справедливости, равенства, насколько правосознание открыто для принятия ценностей, имеющих исток в иррациональных уровнях существования мира, а прогрессивность правовой системы в целом от того, насколько последовательно и всесторонне они воплощаются в законодательстве и практике правоотношений.
В этой связи особенно важны понятия кредита правового доверия и правового статуса личности.

Щ Кредит правового доверия это аспект гуманизма, состоящий в том, что

[стр.,66]

j «каждый член общества принимается за интеллектуально (а потому граждански, h нравственно) совершенное существо, которое не нуждается в чужой подсказке при определении того, что для него желательно, выгодно и ценно.
Государство обязано, категорически запретить, кому бы то ни было (в т.ч.
себе самому) обращаться с человеком как с ребенком, которого надо водить на помочах, вторгаться в сферу его самостоятельных практических суждений».^ В гражданско-правовом бытии личности кредиту доверия соответствует статус неподотчетности, т.е.
практической
личной независимости.
Он обеспечивается государственным запретом вмешиваться в такие действия людей, которые
могут причинить ущерб только им, если частные лица совершают свои действия добровольно.
Свобода самостоятельного преследования личного интереса первооснова индивидуальных правомочий.
Именно поэтому договор есть одна из
основных форм бытия права, наряду с законом.
Свобода договора есть высшее юридически значимая свобода воли участников гражданских отношений.^ Общедозволительный тип правового регулирования общественных отношений в сфере гражданского общества опирается на свободу как естественноправовое состояние личности, при реализации которого достигается удовлетворение потребностей и интересов.
Категория правового статуса личности опосредует главным образом многообразные возможности человека, т.е.
его свободу в сфере права.
Право не является просто служебным аппаратом свободы, оно является ценностью само по себе.
Его называют математикой свободы, ‘социальной геометрией свободы Оно соединяет в себе основания для фаждан требовать соответствия законов праву, так и возможности общества требовать соизмеримости частных инициатив с правовыми стандартами.
Свобода, ее бытие, всегда включают момент возможности воспроизводства зла.
В юридическом бытии человечества эта возможность реализуется в совершении правонарушений.
В отношении этого у общества должен быть запас таких средств реагирования на зло, использование которых не повлекло бы эскалации зла.
Одним из таких средств и является право, правовая форма воплощения свободы.
В области нравственной свободы, понимаемой не только как практическирациональная, но духовная свобода, реализация различных по достоинству и месту в 1 ^ Коркунов Н.М.
Лекции по общей теории права.
СПб.
1904.
С.
410-411.
^ Гражданский кодекс РФ.
Часть первая.
Ст.
9.
Часть вторая.
Ст.
1, части 1.
2.
Ст.
421, части 1, 2, 3.
® Нерсесянц B.C.
Право математика свободы.
М.
1996.
Синченко Г.И.
Шкарупа В.М.
Указ.
раб.
С.
117.
иерархии ценностей возможна одновременно и в полном объеме.
В праве ценности свободы, равенства (далее будет рассмотрена справедливость) взаимно ограничивают друг друга, создавая определенную меру правового пространства, где могут быть свободно реализованы нравственно-правовые ценности.
Такая мера, образованная взаимным офаничением и пересечением ценностей представляет собой необходимый и достаточный минимум для дальнейшего качественного нравственного совершенствования свободной личности.
Следует различать самое свободу и ценность свободы.
Свобода представлена всей системой общегражданских свобод, ценность же свободы для индивидов зависит от их способности преследовать свои цели в рамках, заданных системой.
Свобода (понимаемая как равная свобода) одна и та же для всех.
Ценность свободы для всех неодинакова.
Некоторые имеют большие власть и богатство, и, следовательно, больше средств к достижению своих целей.
Общество должно быть организовано таким образом, чтобы максимизировать ценность равной, разделяемой всеми свободы для наименее преуспевших.
В позитивном праве свобода получает свое выражение во всех источниках права, начиная с международноправовых документов.
Положения о свободе людей от рождения\ праве на свободу и личную неприкосновенность,^ означают возможность совершать любые правомерные действия, относятся к общепризнанным принципам и нормам ме>кдународного права и в соответствии с ч.4 ст.
15 Конституции являются составной частью правовой системы РФ.
Идея свободы реализована в неприкосновенности частной жизни,^ в возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека,’’ в положениях о свободе передвижения и месте жительства.® в нормах о свободе совести

[Back]