Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 143]

Следует различать свободу и ценность свободы.
Свобода представлена всей системой* общегражданских свобод, ценность же, свободы для индивидов зависит от их способности преследовать свои цели в рамках, заданных системой: Свобода (понимаемая как равная свобода) одна и та же для всех.
Ценность свободы для всех неодинакова.
Некоторые имеют
больше власть и богатство, и, следовательно, больше средств к достижению своих целей.
Общество должно быть, организовано таким образом, чтобы максимизировать ценность равной, разделяемой всеми свободы для наименее преуспевших.
В позитивном праве свобода получает; свое; выражение, во всех источниках права; начиная с международно-правовых документов.
Положения о свободе людей от рождения,
права на свободу и личную неприкосновенность (177), означает возможность совершать» любые правомерные действия; относятся; к общепризнанным принципам и нормам; международного права и в соответствии с ч.4 ст.
15 Конституции являются? составной? частью* правовой; системы РФ.
Идея; свободы реализована в неприкосновенности частной жизни
(178), в возможности ознакомления? с документами и материалами, непосредственно затрагивающими<права и свободы человека (179), в положениях о свободе передвижения и места жительства (180), в нормах о свободе совести ш религии (181), в праве: участия граждан в референдуме и свободных выборах(182), в праве на гражданство (183); праве обращений, праве# свободно распоряжаться своими способностями к труду и многих других.
Свобода осуществляется также на уровне реализации и применения права, в ходе защиты и охраны прав и свобод личности.

У римлян представление о праве и справедливости увязывалось так, что слова, обозначающие данные понятия, производятся от одного корня: jus — право, justitia: справедливость.
Справедливость является одной из гуманнейших
плодотворнейших идей в истории; человечества, для воплощения которой изменяются общественно государственные и правовые 143
[стр. 66]

j «каждый член общества принимается за интеллектуально (а потому граждански, h нравственно) совершенное существо, которое не нуждается в чужой подсказке при определении того, что для него желательно, выгодно и ценно.
Государство обязано, категорически запретить, кому бы то ни было (в т.ч.
себе самому) обращаться с человеком как с ребенком, которого надо водить на помочах, вторгаться в сферу его самостоятельных практических суждений».^ В гражданско-правовом бытии личности кредиту доверия соответствует статус неподотчетности, т.е.
практической личной независимости.
Он обеспечивается государственным запретом вмешиваться в такие действия людей, которые могут причинить ущерб только им, если частные лица совершают свои действия добровольно.
Свобода самостоятельного преследования личного интереса первооснова индивидуальных правомочий.
Именно поэтому договор есть одна из основных форм бытия права, наряду с законом.
Свобода договора есть высшее юридически значимая свобода воли участников гражданских отношений.^ Общедозволительный тип правового регулирования общественных отношений в сфере гражданского общества опирается на свободу как естественноправовое состояние личности, при реализации которого достигается удовлетворение потребностей и интересов.
Категория правового статуса личности опосредует главным образом многообразные возможности человека, т.е.
его свободу в сфере права.
Право не является просто служебным аппаратом свободы, оно является ценностью само по себе.
Его называют математикой свободы, ‘социальной геометрией свободы Оно соединяет в себе основания для фаждан требовать соответствия законов праву, так и возможности общества требовать соизмеримости частных инициатив с правовыми стандартами.
Свобода, ее бытие, всегда включают момент возможности воспроизводства зла.
В юридическом бытии человечества эта возможность реализуется в совершении правонарушений.
В отношении этого у общества должен быть запас таких средств реагирования на зло, использование которых не повлекло бы эскалации зла.
Одним из таких средств и является право, правовая форма воплощения свободы.
В области нравственной свободы, понимаемой не только как практическирациональная, но духовная свобода, реализация различных по достоинству и месту в 1 ^ Коркунов Н.М.
Лекции по общей теории права.
СПб.
1904.
С.
410-411.
^ Гражданский кодекс РФ.
Часть первая.
Ст.
9.
Часть вторая.
Ст.
1, части 1.
2.
Ст.
421, части 1, 2, 3.
® Нерсесянц B.C.
Право математика свободы.
М.
1996.
Синченко Г.И.
Шкарупа В.М.
Указ.
раб.
С.
117.
иерархии ценностей возможна одновременно и в полном объеме.
В праве ценности свободы, равенства (далее будет рассмотрена справедливость) взаимно ограничивают друг друга, создавая определенную меру правового пространства, где могут быть свободно реализованы нравственно-правовые ценности.
Такая мера, образованная взаимным офаничением и пересечением ценностей представляет собой необходимый и достаточный минимум для дальнейшего качественного нравственного совершенствования свободной личности.
Следует различать самое свободу и ценность свободы.
Свобода представлена всей системой общегражданских свобод, ценность же свободы для индивидов зависит от их способности преследовать свои цели в рамках, заданных системой.
Свобода (понимаемая как равная свобода) одна и та же для всех.
Ценность свободы для всех неодинакова.
Некоторые имеют
большие власть и богатство, и, следовательно, больше средств к достижению своих целей.
Общество должно быть организовано таким образом, чтобы максимизировать ценность равной, разделяемой всеми свободы для наименее преуспевших.
В позитивном праве свобода получает свое выражение во всех источниках права, начиная с международноправовых документов.
Положения о свободе людей от рождения\
праве на свободу и личную неприкосновенность,^ означают возможность совершать любые правомерные действия, относятся к общепризнанным принципам и нормам ме>кдународного права и в соответствии с ч.4 ст.
15 Конституции являются составной частью правовой системы РФ.
Идея свободы реализована в неприкосновенности частной жизни,^
в возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека,’’ в положениях о свободе передвижения и месте жительства.® в нормах о свободе совести

[стр.,67]

^ Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
Ст.
1.
^ Там же.
Ст.З.
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
Ст.
9.
® Всеобщая декларация прав человека.
Ст.
12.
“ Конституция РФ.
Ст.
24.
Ч.
2.
% ® Всеобщая декларация прав человека.
Ст.
13.
Конституция РФ.
Ст.
27.
Закон РФ «О праве граящан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в поеделах РФ» от 25 июня 1993 г.
И религии,^ в праве участия граждан в референдуме и свободных выборах,^ в праве на гражданство,® праве обращений, праве свободно распоряжаться своими способностями к труду и многих других.
Свобода осуществляется также на уровне реализации и применения права, в ходе защиты и охраны прав и свобод личности.

Так, Конститционный Суд РФ от 4 апреля 1996 г.
Nq 9п^ постановил не соответствующей Конституции РФ п.1 Порядка рассмотрения вопросов прописки граяедан, пребывающих на жительство в г.
Москву на жилую площадь, принадлежащую им на праве собственности, в силу того, что указанные правила ограничивали свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Постановлением КС РФ от 17 мая 1995 г.
№ 5-п, установленный ч.
1 ст.
12 Закона СССР «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» в редакции от 20 мая 1991 г.
запрет забастовок на предприятиях и организациях гражданской авиации на основании одной лишь принадлежности к определенной отрасли признан не соответствующим статьям Конституции РФ.® § 3.
Справедливость и равенство в праве.
У римлян представление о праве и справедливости увязывалось так, что слова, обозначающие данные понятия, производятся от одного корня: jus право, justitia справедливость.
Справедливость является одной из гуманнейших
и плодотворнейших идей в истории человечества, для воплощения которой изменяются общественногосударственные и правовые системы.
Справедливость и право связаны друг с другом настолько тесно, что подчас в сознании людей полностью отождествляются.
Право не может ни создаваться, ни модифицироваться, ни применяться без опоры на понимание справедливости предпринимаемых правовых актов.
Справедливость фундамент права, несущего в себе истину содержательную и вместе с тем юридически точно ”” 1\/1е>кдународный пакт о гражданских и политических правах.
С.
18.
Конституция РФ.
Ст.
28.
Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 19 сентября 1997 г.
Ст.
3.
^ Конституция РФ.
Ст.
3.
Федеральный конституционный закон РФ « О референдуме в РФ» от 10 октября 1995 г.
Ст.
2.
Закон Красеноярского края «О краевом референдуме» от 28 сентября 1995 г.
Ст.
2, 27.
Ш ® Закон РФ «О гражданстве» от 28 ноября 1991 г.
Ст.
1.
“ Вестник Конституционного Суда РФ.
1996.
№ 2.
® Там же.
1995.
№ 2-3.
очерченную.”’ «…Право, следовательно, обосновано абсолютно, истекая из идеи справедливости, правды», писал Л.П.
Карсавин.’^ 1 В современной теории права сущность и содержание права часто рассматриваются как справедливость, мера справедливости и равенства (С.С.
Алексеев, B.C.
Нерсесянц, Р.З.
Лившиц).
Однако природа справедливости в праве понимается неоднозначно.
Вызывают возражения некоторые позиции Р.З.
Лившица, который указывает на правовую природу справедливости, на то, что с самого начала идея справедливости воплощается именно в праве.® Впрочем, такое истолкование встречается еще у Р.
Иеринга, указывавшего, что понятие справедливости «основано на принципе равенства в праве».’* Ценности (в т.ч.
правовые), имеют свойство генерализации, т.е.
распространения, расширения на другие смежные и далекие сферы.
Справедливость, усвоенная как ценность права, распостраняется на иные сферы человеческой жизни.
Однако вызывает возражение подход, заключающийся в том, что «социальная справедливость это та же правовая справедливость, т.е.
правовой подход, соблюдение

[Back]