Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 146]

изменением государства и закона в пользу справедливости.
Интересно,
л что автор противопоставляет справедливость праву.
По мнению автора, право в противовес справедливости мыслится; как нечто непреклонно # строгое: напротив, справедливость дает нам правило снисходительное, тягучее: право решает по форме, справедливость вникает в дело по существу; ь * право довольствуется логичностью своих рассуждений.
Справедливость * стремится удовлетворить
требования?нравственного чувства, хотя и не всегда способна вылиться в определенные словесные формулы; право: остается в согласии с основными требованиями данного государственного и общественного строя, справедливость внимает человеческим слабостям и л судит по-человечески; право есть выражение стремленийи требований:государства, власти, закона, справедливость выражение чувств всего народа;: право подчас охраняет требования; эгоистичные, справедливость проникнута тенденцией: альтруизма; право, в конце концов, —творчество человеческого разума, справедливость — голос разума, природы, откровение разума божественного.
В таком расчленении справедливость рисуется: как нечто противоположное
нраву..
Право: есть порядок действительный, справедливость порядок желательный; право все знают и испытывают как * реальный факт, к справедливости стремятся как к идеалу.
Очевидно,
G.A.
• : Муромцев рассматривает как начало большее, чем правовое, не вмещающееся в правовые рамки, как явление нравственности: Однако?в жизни общества наступает момент, когда стремление к справедливости увенчиваются успехом и идеальное становится реальным.
Конечно, речь не идет об;идеальном
воплощении справедливости; очень скоро представления о справедливости разовьются; и право вновь окажется «несправедливым».
Справедливость воплощается в правовой действительности и находит выражение на трех уровнях правосознании, правовых нормах * правоотношения
(191), а также в*правовом поведении всех субъектов права.
Справедливость в праве, по мнению авторов монографии «Правовая система
146
[стр. 68]

требований правового принципа равенства в соответствующих сферах и отношениях социальной жизни, а не некая особая, неправовая справедливость».^ Справедливость в праве нельзя абсолютизировать, она по определению являет собой необходимый минимум, она ограничена.
Кроме того, позитивное право не всегда является справедливым, например, единые ставки налога для юридических лиц, активно осуществляющих коммерческую деятельность и получающих прибыль и сверхприбыль и для убыточных, «умирающих» предприятий.
Вряд ли можно признать справедливым и взимание налогов по единым ставкам с физических лиц, получающих свои доходы от коммерческой деятельности и от педагогической, лечебной практики; научной деятельности, неучет доходов на ка)едого члена семьи, взимание налогов с начисленной, но фактически невыплаченной ^ См.: Давидович В.Е.
Социальная справедливость: идеал и принципы деятельности.
М.
1989.
С.
187, 188.
^ Карсавин Л.П.
Основы политики.
Евразийский временник.
Кн.
V.
Paris.
1927.
Цит.
по: Хрестоматия по истории политических и правовых учений.
Уфа.
1993.
С.
125.
Ф ‘ Лившиц Р.З.
Теория права.
М.
1994.
С.
66.
Иеринг Р.
Цель в праве.
Т.
1.
СПб.
1881.
С.
176-177.
® Традиции и обновление в праве: проблемы ценностного подхода.//Гос.
и право.
1996.
№4 С 106 заработной платы и т.д.
Поэтому справедливость в праве шире, глубже, чем воплощенная в действующем законодательстве официально признанная мера.
Как уже указывалось, первоначальное воплощение ценности получают в исторически первой нормативнорегулятивной системе нравственности, затем нисходят на уровень обычаев и права.
Р.З.
Лившиц утверждает также, что справедливость шире права.’’ Таким образом, правильно будет обратное утверждение, а именно: право имеет «справедливостную природу».
Такую же природу имеет нравственность.
Некоторые авторы считают, что право и нравственность вообще связаны только через идею справедливости, которая является низшей сферой нравственности.^ Повторим, что правовая (или юридическая, но это понятие не совпадает с понятием правовой справедливости, оно идет от разделения понятий право и закон) справедливость есть одно из проявлений, форм справедливости, наряду с социальной, этической, политической и другими.
самоутверждения личности (справедливость в праве), но не определяет самое деятельность, ее содержание, так что в Формах правовой справедливосту! возможна деятельность безнравственная (нравственно несправедливая).
Право не обладает творческими силами нравственности, не может сделать людей внутренне более совершенными.
Это связано также с тем, что правовая форма связана с нормативностью, а общие нормы должного возникли как обобщение конкретноиндивидуальных актов, с отвлечением от полноты и конкретности.
С.
Муромцев в статье «Право и справедливость», противопоставляет некий объективизм справедливости объективизму устоявшегося правового порядка; противоречие разрешается сознательным изменением государства и закона в пользу справедливости.® Интересно, что автор противопоставляет справедливость праву.
«Право, пишет автор, в противовес справедливости мыслится как нечто непреклонно строгое: напротив, справедливость дает нам правило снисходительное, тягучее: право решает по форме, справедливость вникает в дело по его существу; I: Щ ^ Лившиц Р.З.
Указ.
раб.
С.
68.
7 ^ Карсавин Л.П.
Указ.
раб.
С.
126.
% ® Муромцев С.А.
Право и справедливость.//Весггник Моск.
Ун-та.
Серия 12.
1993.
№ 4.
право довольствуется логичностью своих рассуждений.
Справедливость стремится удовлетворить
требованиям нравственного чувства, хотя и не всегда способна вылиться в определенные словесные формулы; право остается в согласии с основными требованиями данного государственного и общественного строя, справедливость внимает человеческим слабостям и судит почеловечески; право есть выражение стремлений и требований государства, власти, закона, справедливость выражение чувств

[стр.,69]

всего народа; право подчас охраняет требования эгоистичные, справедливость проникнута тенденцией альтруизма; право, в конце концов, творчество человеческого разума, справедливость голос разума, природы, откровение разума божественного».^ В таком расчленении справедливость рисуется как нечто противоположное праву.
Право есть порядок действительный, справедливость порядок желательный; право все знают и испытывают как реальный факт, к справедливости стремятся как к идеалу.
Очевидно,
С.А.
Муромцев рассматривает справедливость как начало большее, чем правовое, не вмещающееся в правовые рамки, как явление нравственности.
Однако
в жизни общества наступает момент, когда стремления к справедливости увенчиваются успехом и идеальное становится реальным.
Конечно, речь не идет об
идеальном воплощении справедливости, очень скоро представления о справедливости разовьются и право вновь окажется «несправедливым».
Справедливость воплощается в правовой действительности и находит выражение на трех уровнях правосознании, правовых нормах, правоотношениях,^
а также в правовом правовом поведении всех субъектов права.
Справедливость в праве, по мнению авторов монографии «Правовая система
социализма» проявляется через равенство, гуманизм, законность, ответственность.^ «Равенство и гуманизм, посущестеу, являются выражением уравнивающей и распределяющей ее сторон (форм) справедливости».’’ Другие авторы включают в это понятие целесообразность.
^ Там же.
С.
68, 80-81.
^ Эти уровни называет Н.Н Вопленко.
См.: Вопленко Н.Н.
Социальная справедливость V и формы ее выражения в праве.//Сов.
гос и право.
1979.
3 10.
С.
43.
® Правовая система социализма.
Кн.
1.
М.
1986.
С.
48.
Гальперин И.М.
Ратинов А.Р.
Социальная справедливость и наказание.//Сов.
гос.
и право.
1986.
№10.
С.
74.
ь соразмерность, обоснованность.^ Представляется, что каждое из названных понятий нельзя полностью включить в правовую справедливость или отождествить с ней, они соотносятся со справедливостью в определенных объемах, аспектах.
Равенство и гуманизм являются самостоятельными ценностными началом в праве, значит, не могут полностью включаться в понятие справедливости, а законность и юридическая ответственность производны от понятия справедливости, призваны претворять ее в своих требованиях.
Целесообразность, соразмерность, обоснованность не являются специфическими началами правовой справедливости, это более конкретные ценностные начала, которые, через которые выражается правовая справедливость.
В праве справедливость представляет собой уравновешенность, оптимальную совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого: 1.
Развитость прав и свобод человека, признание их высшей ценности соответственно пониманию человека как главного субъекта всемирной истории, ценности личности как цели, а не средства в праве.
2.
Соответствие объема прав и свобод человека социальнокультурному, нравственно-правовому уровню развития человеческого сообщества в целом и конкретно исторической ситуации.
3.
Равенство прав и свобод независимо от каких бы то ни было различий и их неотчуждаемость.
4.
Наличие реальных возможностей для свободы выбора в рамках всего объема прав и свобод.
5.
Возможность самостоятельно действовать в соответствии со свободно избранным вариантом поведения.
6.
Сбалансированность прав и свобод с обязанностями человека и запретами (максимальная мера свободы, устанавливаемая запретами, не может быть меньше минимальной неотъемлемой свободы).
7.
Неотождествление прав и свобод с обязанностями.
8.
Равенство обязанностей.
9.
Отсутствие злоупотребления правами и свободами в процессе их реализации, 10.
Пропорциональность меры свободы (правам и свободам) мере позитивной юридической ответственности.
11.
Пропорциональность негативной юридической ответственности правонарушению.
12.
Отсутствие незаконных привилегий (не основанных на предметной качественности).
13.
Обеспеченность прав и свобод позитивными средствами средствами стимулирования, поощрения, рекомендациями, мерами организации, согласования.
14.
Обеспеченность поав и свобод ’ Сергейко П.Н.
Законность, обоснованность и справедливость судебных актов.
Краснодар.
1974.
147-152.
государственным прииу)кдением.
15.
Обеспеченность прав и свобод непосредственным применением норм международного права внутригосударственными судами и другое.
Нарушение какого-либо из указанных условий влечет нарушение

[Back]