социализма», проявляется* через равенство, гуманизм, законность, ответственность (192). «Равенство и: гуманизм, по существу, являются выражением уравнивающей? и распределяющей ее сторон (форм) справедливости (193). Другие авторы включают в это понятие целесообразность, соразмерность, обоснованность (194). Представляется, « ■ что каждое из названных понятий нельзя полностью включить в правовую справедливость или отождествить с ней; они соотносятся со справедливостью в определенных объемах, аспектах. Равенство и гуманизм* являются? самостоятельными ценностными: началами в праве, значит, не могут полностью включаться в понятие справедливости, а законность и юридическая ответственность производим от понятий: справедливости, призваны претворять ее в своих требованиях. Целесообразность, соразмерность, обоснованность не являются;специфическими; началами■ правовой справедливости, это более конкретные ценностные начала; через которые выражается правовая справедливость. * В праве справедливость представляет собой уравновешенность, оптимальную совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого: 1. Развитость прав и свободчеловека, признание их высшей ценности соответственно пониманию человека как главного субъекта всемирной истории, ценности личности как цели, а не средства в праве. 2. Соответствие объема прав и свобод человека социально * культурному, нравственно правовому уровню развития человеческогощ общества в целом и конкретно исторической ситуации; 3. Равенство прав и свобод независимо от каких бы то*ни было различий и их неотчуждаемость. 4. Наличие реальных возможностей для свободы выбора в рамках всего объема прав; и свобод. Возможность самостоятельно действовать в» соответствии со свободно избранным вариантом поведения. Сбалансированность.прав и свобод с обязанностями человека и запретами (максимальная мера свободы, устанавливаемая запретами, не может быть меньше минимальной неотъемлемой свободы). 5.Неотождествление прав и 147 |
всего народа; право подчас охраняет требования эгоистичные, справедливость проникнута тенденцией альтруизма; право, в конце концов, творчество человеческого разума, справедливость голос разума, природы, откровение разума божественного».^ В таком расчленении справедливость рисуется как нечто противоположное праву. Право есть порядок действительный, справедливость порядок желательный; право все знают и испытывают как реальный факт, к справедливости стремятся как к идеалу. Очевидно, С.А. Муромцев рассматривает справедливость как начало большее, чем правовое, не вмещающееся в правовые рамки, как явление нравственности. Однако в жизни общества наступает момент, когда стремления к справедливости увенчиваются успехом и идеальное становится реальным. Конечно, речь не идет об идеальном воплощении справедливости, очень скоро представления о справедливости разовьются и право вновь окажется «несправедливым». Справедливость воплощается в правовой действительности и находит выражение на трех уровнях правосознании, правовых нормах, правоотношениях,^ а также в правовом правовом поведении всех субъектов права. Справедливость в праве, по мнению авторов монографии «Правовая система социализма» проявляется через равенство, гуманизм, законность, ответственность.^ «Равенство и гуманизм, посущестеу, являются выражением уравнивающей и распределяющей ее сторон (форм) справедливости».’’ Другие авторы включают в это понятие целесообразность. ^ Там же. С. 68, 80-81. ^ Эти уровни называет Н.Н Вопленко. См.: Вопленко Н.Н. Социальная справедливость V и формы ее выражения в праве.//Сов. гос и право. 1979. 3 10. С. 43. ® Правовая система социализма. Кн. 1. М. 1986. С. 48. Гальперин И.М. Ратинов А.Р. Социальная справедливость и наказание.//Сов. гос. и право. 1986. №10. С. 74. ь соразмерность, обоснованность.^ Представляется, что каждое из названных понятий нельзя полностью включить в правовую справедливость или отождествить с ней, они соотносятся со справедливостью в определенных объемах, аспектах. Равенство и гуманизм являются самостоятельными ценностными началом в праве, значит, не могут полностью включаться в понятие справедливости, а законность и юридическая ответственность производны от понятия справедливости, призваны претворять ее в своих требованиях. Целесообразность, соразмерность, обоснованность не являются специфическими началами правовой справедливости, это более конкретные ценностные начала, которые, через которые выражается правовая справедливость. В праве справедливость представляет собой уравновешенность, оптимальную совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого: 1. Развитость прав и свобод человека, признание их высшей ценности соответственно пониманию человека как главного субъекта всемирной истории, ценности личности как цели, а не средства в праве. 2. Соответствие объема прав и свобод человека социальнокультурному, нравственно-правовому уровню развития человеческого сообщества в целом и конкретно исторической ситуации. 3. Равенство прав и свобод независимо от каких бы то ни было различий и их неотчуждаемость. 4. Наличие реальных возможностей для свободы выбора в рамках всего объема прав и свобод. 5. Возможность самостоятельно действовать в соответствии со свободно избранным вариантом поведения. 6. Сбалансированность прав и свобод с обязанностями человека и запретами (максимальная мера свободы, устанавливаемая запретами, не может быть меньше минимальной неотъемлемой свободы). 7. Неотождествление прав и свобод с обязанностями. 8. Равенство обязанностей. 9. Отсутствие злоупотребления правами и свободами в процессе их реализации, 10. Пропорциональность меры свободы (правам и свободам) мере позитивной юридической ответственности. 11. Пропорциональность негативной юридической ответственности правонарушению. 12. Отсутствие незаконных привилегий (не основанных на предметной качественности). 13. Обеспеченность прав и свобод позитивными средствами средствами стимулирования, поощрения, рекомендациями, мерами организации, согласования. 14. Обеспеченность поав и свобод ’ Сергейко П.Н. Законность, обоснованность и справедливость судебных актов. Краснодар. 1974. 147-152. государственным прииу)кдением. 15. Обеспеченность прав и свобод непосредственным применением норм международного права внутригосударственными судами и другое. Нарушение какого-либо из указанных условий влечет нарушение |