Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 148]

Щ Ф свобод с обязанностями.
6.
Равенство обязанностей.
7.
Отсутствие злоупотребления правами и свободами? в процессе их реализации.

8.
Пропорциональность меры свободы (правам и свободам) мере позитивной юридической ответственности.

9.’ Пропорциональность негативной юридической ответственности правонарушению.
10.
Отсутствие незаконных привилегий (не.
основанных на предметной качественности).

11.Обеспеченность прав и свобод позитивными средствами стимулирования;а поощрения, рекомендациями, мерами организации, согласования.
«
> 12.
Обеспеченность прав и свобод государственным принуждением.
Ф 13.
Обеспеченность прав и свобод
непосредственным применением норм международного права внутригосударственными судами и другое.
Нарушение какого либо из указанных условий влечет нарушение
справедливости, искомая*ценность.не воплощается в законе, он не является правовым.
Правовые законы те, которые воплощают общечеловеческие ценности.

Даже неполное перечисление элементов справедливости '
о праве1 указывает на пронизанность права справедливостью в виде идей; идеалов, • .V .
целей, принципов, формул.
На ценностную природу справедливости в праве
Ф указывает Г.В.
Мальцев, понимая под ценностями их социальное
(групповое) выражение.
(195) В конечном итоге справедливость должна проявиться в* виде норм, индивидуальных предписаний, реального поведения всех субъектов в правовой сфере.
Значение: идеи; справедливости; воплощенной в принципе справедливости исключительно высоко оценивается в международном праве.
Об этом писал Э.
Ваттель, Ф.
Мартене, Г.
Лаутерпархт, Д.Б.
Левин и другие.л В Уставе ООН справедливость положена>в
основу мирового порядка.
Устав • ■ призывает разрешать международные споры мирными средствами таким щ Ф образом, «чтобы не подвергать угрозе международныймир, безопасность и справедливость» (п.З.
ст.
2 Устава ООН).
Ст.1.
Устава говорит о разрешении
международных споров в согласии с принципами справедливости и 148
[стр. 69]

всего народа; право подчас охраняет требования эгоистичные, справедливость проникнута тенденцией альтруизма; право, в конце концов, творчество человеческого разума, справедливость голос разума, природы, откровение разума божественного».^ В таком расчленении справедливость рисуется как нечто противоположное праву.
Право есть порядок действительный, справедливость порядок желательный; право все знают и испытывают как реальный факт, к справедливости стремятся как к идеалу.
Очевидно, С.А.
Муромцев рассматривает справедливость как начало большее, чем правовое, не вмещающееся в правовые рамки, как явление нравственности.
Однако в жизни общества наступает момент, когда стремления к справедливости увенчиваются успехом и идеальное становится реальным.
Конечно, речь не идет об идеальном воплощении справедливости, очень скоро представления о справедливости разовьются и право вновь окажется «несправедливым».
Справедливость воплощается в правовой действительности и находит выражение на трех уровнях правосознании, правовых нормах, правоотношениях,^ а также в правовом правовом поведении всех субъектов права.
Справедливость в праве, по мнению авторов монографии «Правовая система социализма» проявляется через равенство, гуманизм, законность, ответственность.^ «Равенство и гуманизм, посущестеу, являются выражением уравнивающей и распределяющей ее сторон (форм) справедливости».’’ Другие авторы включают в это понятие целесообразность.
^ Там же.
С.
68, 80-81.
^ Эти уровни называет Н.Н Вопленко.
См.: Вопленко Н.Н.
Социальная справедливость V и формы ее выражения в праве.//Сов.
гос и право.
1979.
3 10.
С.
43.
® Правовая система социализма.
Кн.
1.
М.
1986.
С.
48.
Гальперин И.М.
Ратинов А.Р.
Социальная справедливость и наказание.//Сов.
гос.
и право.
1986.
№10.
С.
74.
ь соразмерность, обоснованность.^ Представляется, что каждое из названных понятий нельзя полностью включить в правовую справедливость или отождествить с ней, они соотносятся со справедливостью в определенных объемах, аспектах.
Равенство и гуманизм являются самостоятельными ценностными началом в праве, значит, не могут полностью включаться в понятие справедливости, а законность и юридическая ответственность производны от понятия справедливости, призваны претворять ее в своих требованиях.
Целесообразность, соразмерность, обоснованность не являются специфическими началами правовой справедливости, это более конкретные ценностные начала, которые, через которые выражается правовая справедливость.
В праве справедливость представляет собой уравновешенность, оптимальную совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого: 1.
Развитость прав и свобод человека, признание их высшей ценности соответственно пониманию человека как главного субъекта всемирной истории, ценности личности как цели, а не средства в праве.
2.
Соответствие объема прав и свобод человека социальнокультурному, нравственно-правовому уровню развития человеческого сообщества в целом и конкретно исторической ситуации.
3.
Равенство прав и свобод независимо от каких бы то ни было различий и их неотчуждаемость.
4.
Наличие реальных возможностей для свободы выбора в рамках всего объема прав и свобод.
5.
Возможность самостоятельно действовать в соответствии со свободно избранным вариантом поведения.
6.
Сбалансированность прав и свобод с обязанностями человека и запретами (максимальная мера свободы, устанавливаемая запретами, не может быть меньше минимальной неотъемлемой свободы).
7.
Неотождествление прав и свобод с обязанностями.
8.
Равенство обязанностей.
9.
Отсутствие злоупотребления правами и свободами в процессе их реализации,
10.
Пропорциональность меры свободы (правам и свободам) мере позитивной юридической ответственности.

11.
Пропорциональность негативной юридической ответственности правонарушению.

12.
Отсутствие незаконных привилегий (не основанных на предметной качественности).

13.
Обеспеченность прав и свобод позитивными средствами
средствами стимулирования, поощрения, рекомендациями, мерами организации, согласования.
14.
Обеспеченность поав и свобод ’ Сергейко П.Н.
Законность, обоснованность и справедливость судебных актов.
Краснодар.
1974.
147-152.
государственным прииу)кдением.
15.
Обеспеченность прав и свобод непосредственным применением норм международного права внутригосударственными судами и другое.
Нарушение какого-либо из указанных условий влечет нарушение


[стр.,70]

справедливости, искомая ценность не воплощается в законе, он не является правовым.
Правовые законы те, которые воплощают общечеловеческие ценности.

h Даже неполное перечисление элементов справедливости в праве указывает на пронизанность права справедливостью в виде идей, идеалов, целей, принципов, формул.
На ценностную природу справедливости в праве
указывает Г.В.
Мальцев, понимая под ценностями их социальное
(фупповое) выражение.^ В конечном итоге справедливость должна проявиться в виде норм, индивидуальных предписаний, реального поведения всех субъектов в правовой сфере.
Значение идеи справедливости, воплощенной в принципе справедливости исключительно высоко оценивается в международном праве.
Об этом писали Э.
Ваттель, Ф.
Мартене, Г.
Лаутерпархт, Д.
Б.
Левин и другие.
В Уставе ООН справедливость положена
в основу мирового порядка.
Устав призывает разрешать международные споры мирными средствами таким образом, «чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость» (п.З.
ст.
2 Устава ООН).
Ст.
1 Устава говорит о разрешении
меходународных споров в согласии с принципами справедливости и международного права.
Подобные формулировки содержатся в Декларациях о принципах международного права 1970 года, в Хельсинском Заключительном акте.
Толкование этих формулировок приводит к выводу, что при решении конкретных вопросов применяется справедливость позитивная, т.е.
ее общепризнанный минимум, который закреплен в нормах международного права.
Так, в Заключительном акте говорится, что все участники будут прилагать усилия к тому, чтобы прийти «к справедливому решению, основанному на ме>»одународном праве».
Справедливость как правовая категория применяется и в судебной практике.
Ст.
6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого «…на справедливое и публичное разбирательство дела».^ Роль принципа справедливости в международных отношениях и международном праве такова, что ученые’ Мальцев Г.В.
Социальная справедливость и право.
М.
1977.
С.
76.
^ Международное прао в документах, М.
1992.
международники считают, что расширение его нормативного содержания требует кодификации содержания этого принципа, например, в форме декларации ^ Генеральной Ассамблеи ООН.^ ^ Естественно, что реализация такой всеобъемлющей ценности, какой является справедливость порождает множество споров, дискуссий, конфликтов, разрешить которые без апелляции к справедливости как духовной ценности, имеющей как правовой, так и нравственный характер подчас невозможно.
Так, на разных этапах развития истории, в том числе нашего общества, существовало и существует разное отношение к благотворительности.
Октябрьский переворот 1917 года в России наложила запрет на благотворительность, стремясь сосредоточить распределительные функции в руках тоталитарного государства.
Ответ на вопрос о необходимости и возможности такой деятельности не так уж очевиден, однако сочетание социального прагматически-инженерного и этического подходов приводит к позитивному отношению к благотворительности, как одному из методов восстановления социального равенства и одновременно проявления милости, сострадания.
Другими сложнейшими вопросами являются вопросы законности производства абортов, осуществления эвтаназии и смертной казни.
Немало дискуссий прошло по этим поводам, однако разрешение их невозможно лишь внутри пространства права, необходим выход в нравственноаксиологческое поле, что даст возможность прийти к точкам согласия законодателя и общества.
Что необходимо, чтобы закон стал правовым выражением справедливости? Большинство авторов считает, что необходимо выявление интересов и воли большинства народа, при учете всех мнений другой его части.^ Однако, как мы уже упоминали, воля большинства не есть гарантия разумного и справедливого решения.
Современная демократия, нуждается в уяснении своей собственной роли и цели: не демократия как самоцель, а демократия как средство к установлению правления лучших, т.е.
наиболее подготовленных профессионально, обладающих творческим потенциалом, понимающих свою миссию как служение людям, обществу, справедливости, праву, а не как средство удовлетворения личных амбиций.
^ Дмитриева Г.К.
Мораль и международное право.
М.
1991.
С.
139.
^ См., например: Малеин Н.С.
О справедливости, праве и ответственности./Теория поава.
Новые идеи.
Вып.
2.М.
1991.
С.
71.

[Back]