Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 159]

защиты собственности (ст.
12FK РФ), в отношениях порядка ее раздела (cr.cr.
252j 254, 258 ПС РФ), в распределении доходов:пропорционально вложенному в а уставной капитал вкладу (ст.
ст.
74, 87, 96 ПСРФ).
Эти формулы распределяющей? # ■ справедливости.
«Каждому по его рождению» следует из порядка наследования *
Ф имущества, наследодателя его наследником (дети, находящиесяв живых к моменту смерти наследодателя или дети, родившиеся после смерти последнего).
Подобный » порядок устанавливает раздел
7 ПС РСФСР," а также Основы законодательства и нотариате РФ.
Формула «каждому соответственно содеянному» получила закрепление в
1ражданском, уголовном, административном, трудовом законодательстве, в соответствии с чем ответственностьвозлагаетсяпрежде всего на виновное лицо запротивоправное; поведение с учетом индивидуальных * особенностей; этого поведения* ихличности самого виновного (ст.
60 УК РФ), * справедливое наказание назначается в пределахустановленныхзаконом.
* В
социальной резолюции Института Международною права, принятой и 1937 г., отмечалось, что «справедливость в нормативном порядке присуща * разумному применению права и члены международных ш внутригосударственных судебных органов в силу самой задачи, возложенной на них, призваны учитывать ее в той мере, в какой; это совместимо' с: уважением? права».
Поэтому когда суду или* компетентным органам? при рассмотрении дел предоставляется? свобода усмотрения, они должны ф исходить из принципов законности, справедливости, уважения прав * человека.
Так Конституционный суд РФ признал неконституционными
_ # положения:Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» (в ред.
от
03.09.
1993 г.) на основании-того, что они устанавливали несправедливые » различия, связанные с возрастом, в отношении граждан, признаваемых пострадавшими от политических репрессий.
Справедливость в правоприменительной деятельности обусловливается
соответствием правоприменительного акта закону и рассматриваемой конкретной ситуации, т.е.
закон служит нормативным критерием справедливости.

159
[стр. 76]

Красноярского госунверситета, правовой колледж г.
Лесосибирска, правовые классы в общеобразовательных школах города и края (в городах Канске, Железногорске и других) созданы и функционируют в рамках этой концепции.
Представляется, что смысловой стержень программ, являющихся частью системы формирование духовного, ценностного ядра правосознания, утвер}<^ение ценности свободы, справедливости, равенства, гуманизма и иных вечных общечеловеческих ценностей.
Аксиологическая картина правовой действительности, дающая смысловой, а не только нормативный срез права, даст возможность молодым гражданам быстро и успешно пройти правовую социализацию, корректировать модели поведения в соответствии с изменяющимися обстоятельствами, активно, инициативно осваивать правовое пространство.
В соответствии с этим программа определяет такие цели и задачи довузовского правового образования как: развитие нравственноправового мировоззрения, мышления; обеспечение усвоения нравственно-правовых ценностей и принципов; развитие уважительного отношения к морали, праву, закону, суду, правоохранительным органам; обучение навыкам активного осуществления в жизни гражданско-правовых ролей (избирателя, потребителя, родителя и т.д.);формирование через систему знаний, ценностных ориентаций, негативного отношения к правонарушениям и другие.^ В позитивном праве справедливость и равенство либо прямо закрепляются в нормативных положениях, либо выводится из их содержания путем анализа.
Так, в ст.
1 Всеобщей декларации прав человека говорится о равенстве всех людей в достоинстве и правах, в также о необходимости поступать в духе братства, т.е.
нравственной справедливости.
В ст.
19 Конституции РФ закрепляется равенство перед законом и судом независимо от обстоятельств, ст.
ст.
57, 58 Конституции определяют равенство юридических обязанностей.
В жилищном кодексе РСФСР, в ст.
37 справедливость утверждается путем предоставления жилых помещений гра>кданам, жилище которых стало непригодным в результате стихийного бедствия, вне очереди.
Ст.
170 КзоТ РФ устанавливает справедливость путем указание на то, что увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет в случае ликвидации предприятия допускается лишь с обязательным трудоустройством.
В различных отраслях и законах реализуются разные формулы справедливости.
Формула «каждому по заслугам» нашла отражение в законодательных актах, касающихся предоставления льгот и пособий пенсионерам, воинаминтернационалистам, инвалидам и участникам ВОВ, многодетным матерям и другим категориям населения (Закон РФ «О социальной защите фа>каан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральные законы РФ «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и т.п.).
Формула «ка>кдому то, что надлежит в соответствии с правом» действует в отношениях защиты собственности (ст.
12 ГК РФ), в отношениях порядка ее раздела (ст.
ст.
252, 254, 258 ГК РФ), в распределении доходов пропорционально вложенному в уставный капитал вкладу (ст.
ст.
74, 87, 96 ГК РФ).
Это формулы распределяющей справедливости.
«Каждому по его рождению» следует из порядка наследования
имущества наследодателя его наследником (дети, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя или дети, родившиеся после смерти последнего).
Подобный порядок устанавливает раздел
VII ГК РСФСР, а также Основы законодательства о нотариате РФ.
Формула «каждому соответственно содеянному» получила закрепление в
гра>кданском, уголовном, административном, трудовом законодательстве, в соответствии с чем ответственность возлагается прежде всего на виновное лицо за противоправное поведение с учетом индивидуальных особенностей этого поведения и личности самого виновного (ст.
60 УК РФ), справедливое наказание назначается в пределах, установленных законом.
В
специальной резолюции Института международного права, принятой в 1937 г., отмечалось, что «справедливость в нормативном порядке присуща разумному применению права и члены международных и внутригосударственных судебных ь ^ Система довузовского правового образования: Программа развития.
Документы.
С.
5.
органов в силу самой задачи, возложенной на них, призваны учитывать ее в той мере, в какой это совместимо с уважением права».^Поэтому
когда суду или компетентным органам при рассмотрении дел предоставляется свобода усмотрения, они должны исходить из принципов законности, справедливости, уважения прав человека.
Так Конституционный Суд РФ признал неконституционными
положения Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» (в ред.
от
3 сентября 1993 г.) на основании того, что они устанавливали несправедливые различия, связанные с возрастом, в отношении граждан, признаваемых пострадавшими от политических репрессий.^ Справедливость в правоприменительной деятельности обусловливается

[стр.,77]

соответствием правоприменительного акта закону и рассматриваемой конкретной ситуации, т.е.
закон служит нормативным критерием справедливости.

§ 4.
Сущность и природа права в аксиологическом аспекте.
г Ценностное обоснование права неминуемо ведет к вопросам постижения сущности права и его специфической природы, но главное ведет к пониманию того, в чем человеческий смысл права.
В этом заключается глубокий смысл аксиологического исследования.
Идеи естественного права способны лучше, чем все другие, обосновать метафизическую природу права.
Если существует такая природа, в ней достигается выход из условности правовых установлений.
Совершенно справедливо заметил Ф.
Гармс: «Право есть предвечная истина, основание свое имеющая не в воле и не в рассудке, но в существе Бога ….
Право есть предвечная истина в том смысле, в каком предвечные истины находят свое выражение в математических суждениях…»®.
Известным ответвлением изучения права в широком мировоззренческом гуманитарном движении мысли стала его характеристика с точки зрения морали.’* ^ Каламкарян Р.А.
Принцип добросовестности в современном меяодунароном праве .М.
1991.
^ Вестник Конституционного Суда РФ .
1996.
№ 283.
® Harms Fr.
Begriff.
Fomrien und Grundlegund der Rechtsphilosophie.
1889.
S 76-77.
Цит.
no Алексеев H.H.
Основы философии права.
Прага.
1923.
С.
27.
См.: Алексеев С.С.
Теория права.
М.
1995.
С.7.
Алексеев Л.И.
К вопросу об общем понятии права.//Гос.
и право.
1993.
№ 6.
С.
132-133.
Лукашева Е.А.
Право.
Мораль.
Личность.
М.
1986.
С.
120-132.
Сабо И.
Теория права.
М.
1974.
С.
54.
Нерсесянц B.C.
Право и закон.
М.
1983.
С.324.
Сурия Пракаш Синха.
Юриспруденция.
Философия права.
Будапешт.
1996.
С.96-98 и многие другие.
Гегель Г.В.
писал, что почвой права является вообще духовное.^ Духовное же не обслуживает материальное, наоборот, материальная жизнь служит отражением духовной.
Материальное не «конкурирует» с духовным, а служит формой реализации человеческих стремлений, право поэтому не противостоит духовному и нравственному, но служит средством утверждения духовных ценностей.
По словам С.
Франка, духовное имманентное свойство человеческого бытия.^ И.
Ильин утверждал: «Право есть атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление».® Различные духовные состояния духовной жизни человека определяют множественную природу права.
Очевидно, что понимание права как чего-то внутренне однородного и в своей сущности неизменного продиктовано человеческой склонностью к рациональным определениям и логическим операциям.
Гуманитаризация знания характеризуется тем, что ставит центром и целью своего изучения человека.
Так, B.C.
Барулин пишет, что общество, с каких параметров его не оценивай, представляет собой не что иное «как воплощение человека, своеобразную форму его бытия, продукт его труда и деятельности, объективации его духовности, воплощение его коллективности.
…Самой глубокой субстанцией общества является именно и только человек».’* Из сказанного вытекает, что общество, не что иное, как человек, взятый, раскрытый, выявленный в определенном ракурсе бытия.
«Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность сжатое или сосредоточенное общество».^ Последовательно проводя концепцию права в человеческом измерении следует прежде всего охарактеризовать этот феномен как свойство человеческой личности.
Среди интеллектуальной, психологической и волевой структур личности укоренено и правовое свойство.
Оно не является особой структурой, оно как бы распределено, растворено и укоренено и в рациональном, и в психологическом , и волевом началах человека.
Homo sapiens он же Homo juridicus.он же Homo ethicus.
^ Гегель Г.В.
Философия права.
М.
1990.
С.
67.
^ Франк С.Л.
Духовные основы общества.
Введение в социальную философию.//Русское зарубежье.
Л.
1991.
С.323-331.
® Ильин И.
О сущности правосознания.
Соч.
в 10-ти т.
Т.
232.
См также: Барулин B.C.
Социально-философская антропология.
М.
1994.
Гл.
4.
«Духовность как основа человека».
С.
89-113.

[Back]