государством;, справедливо и то, что? юридические установления должны быть авторитетными, а для»этого необходима государственная поддержка и принудительная сила:.Но«в силу некоторых мировоззренческих установок ценность указанных истин былавозведена в абсолют. Метафизически, смысловой срез указанных истин вообще не рассматривался, поскольку был I объявлен ненаучным. В результате самое высокое место в иерархии ценностей было отведено истинам социального, экономического, юридико-позитивистского свойства. Нормотворческая и правоприменительная! практика соответствовали указанным догмам. Это свидетельствует о том; что «чистое» знание, истина —невозможны, т.к. подвергаются оценке, соотнесению со шкалой ценностей, определяя их место в иерархии ценностей. В философия .со временsПлатона идея есть метафизическая сущность вещи, (45) которую1 Аристотель, мыслил как силосозидающую и 4 формообразующую, неоплатонизм? как изучение высшего мирового» принципа. По Платону, идеи суть, вечные и неизменные, постигаемы не чувственно, а. лишь духовно. Вещь есть отражение идеи,.она причастна к идее, идея присутствует в ней. Go времен Шелленга и Фихте идея есть не что иное, как понятие совершенства, которого не существует на опыте, например, идея совершенного государства. Гегель видит в идее объективную истину и одновременно истинное бытие. (46) Наша позиция может быть выражена словами B.G. Соловьева о том, что существует «Всеобщее содержание, которое независимо само в себе от всех 4 материальных условий, которое, таким: образом, безусловно. Такое содержание вообще называется идеей». Такое определение подчеркивает метафизическую природу идей. Одновременно идея есть прорыв в постижении отдельных сторон бытия. Актуальна: мысль К.Г. Юнга о том; что идеи, разделяемые большим, кругом приверженцев нельзя» считать собственностью их творцов, скорее, наоборот, ли люди становятся исполнителями, орудиями реализации идей. 42 |
человека бессмертна и сам человек может быть спасен для жизни вечной. Люди в своем поведении, руководствуясь этими идеями, отвергают конечность своего существования. Именно христианские идеи могут стать ценностным ядром человеческой личности. и Современные определения подчеркивают социальную и экономическую обусловленность идей и их практическую направленность на преобразование мира, при этом укорененность их в духовном мире либо отрицается, либо умалчивается. Утверждается, что идеи обобщают предшествующий опыт и служат в качестве принципов объяснения явлений бытия.^ Исторический материализм видит идею как обусловленную экономическими отношениями, являющуюся отражением социального опыта. Долгие десятилетия господства юридического позитивизма в России юридическая наука утвер>1щала, что право есть система норм, исходящих от государства и обеспеченных его принудительной силой. И эти идеи содержат в себе истину. Действительно, появление позитивного права опосредуется государством; справедливо и то, что юридические установления должны быть авторитетными, а для этого необходима государственная поддержка и принудительная сила. Но в силу некоторых мировоззренческих установок ценность указанных истин была гиперболизирована, возведена в абсолют. Метафизический, смысловой срез указанных истин вообще не рассматривался, поскольку был объявлен ненаучным. В результате самое высокое место в иерархии ценностей было отведено истинам социального, экономического, юридикопозитивистского свойства. Нормотворческая и правоприменительная пракгика соответствовали указанным догмам. Это свидетельствует о том, что «чистое» знание, истина невозможны, так как подвергаются оценке, соотнесению со шкалой ценностей, определяется их место в иерархии ценностей. В философии со времен Платона идея есть метафизическая сущность вещи,^ которую Аристотель мыслил как силосозидающую и формообразующую, неоплатонизм как излучение высшего мирового принципа. По Платону, идеи суть вечные и неизменные, постигаемые не чувственно, а лишь духовно. Вещь есть отражение идеи, она причастна к идее, идея присутствует в ней. Со времени Шеллинга и Фиете идея есть ничто иное, как понятие совершенства, которого не существует на опыте, например, идея совершенного государства.^ Гегель видит в идее объективную истину и одновременно истинное бытие.^ Наша позиция в данном случае может быть выражена словами B.C. Соловьева о том, что существует «всеобщее содержание, которое независимо само в себе от всех материальных условий, которое, таким образом, безусловно. Такое содержание вообще называется идеей».^ Такое определение подчеркивает метафизическую природу идей. Одновременно идея есть прорыв к постижению отдельных сторон бытия. Актуальна мысль К.Г. Юнга о том, что идеи, разделяемые большим кругом приверженцев, нельзя считать собственностью их творцов. Скорее, наоборот, эти люди становятся исполнителями, орудиями реализации идей. Это подтверледает надличностный метафизический характер идей.« Идеи рождаются из чего-то большего, нежели конкретный данный человек. Мы не формируем их, а сами формируемы ими».^ ^ Не всякая идея является ценностью положительной. Идеи, утверждающие несвободу человека, несправедливость, негуманное отношение к людям, человеконенавистнические идеи отрицательная ценность. В разное время разные универсальные идеи ценности возглавляли ценностные иерархии. У древних мыслителей на первом месте было Добро, в Новое время Истина. Ф.М. Достоевский возвестил, что Красота спасет мир. В современной России за короткое время идея Свободы, воплощаясь в бытии, принесла отрезвление и сделала не менее актуальными идеи Гуманизма, Милосердия. Идеалы (франц. Ideal образец) ценности, «а именно в значении чего-то, что хотели бы иметь все, делает идею идеалом».® Это понятие, выражающее совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности, которая всегда доллона уподобляться идеалу, но не в состоянии его достичь в полной мере. Идеал позитивно рефлектирует, что в реальной действительности негативно, он является мысленным, идеальным отрицанием существующего зла и направлен на его |