Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 47]

аспект вопроса о ценностях Н.О.
Лосский.,Он пишет: «В составе ценностей нет принудительной силы, нет также и актуального долженствования, но абсолютные самоценности обладают внутренним достоинством, и
поэтому, любя их, мы сознаем, что наша? любовь внутренне оправдана».
Также рассматривают этот вопрос Шелер, Гейде и Гартман.
Р.
Шпеман вычленяет критерии для оценки ранга! ценностей; Ими являются: 1) интенсивность; 2): глубина; 3) продолжительность; 4)
р воспроизводимость переживания; доставленного ценностями различного ранга.
(52) Более того, как справедливо отмечает HIА.
Бердяев, ценности низшего порядка всегда стремились подчинить и поработить себе ценностиft высшего порядка.
И совершенно несомненно, что ценности святости и ценности?духовные
имеют гораздо меньше силы, чем ценности приятного или*ценности витальные, которые очень деспотичны.
(53) Этот же момент отмечает Р.
Шпеман, утверждая, что навязчивость ценностей находится в обратной пропорциональности с их высотой.
(54) Осмыслить эти моменты весьма важно в теоретико правовом контексте, рефлексия надiними влечет некоторые промежуточные выводы и предположения: * 1.
Установление высших ценностей морально —правового
характераft важно уже потому, что их достижение наиболее желанно.
2.
Рефлексия над ними необходима в силу навязчивости ценностей* низших
(роль и место принуждения в; праве сильно? искажены в силу доступности, простоты, понятности; кажущейсяэффективности).

3.
Стремление к указанным? ценностям будет правильно ранжировать ценности, подчиненные первым.
4.
Высшие ценности, очевидно, связаны с
сущностью морали и права.
Представляется неправомерным отождествление понятий ценности: и социальной ценности.
Так, авторы сборника «Наука и ценности» выделяют 1) ценности непосредственно социального окружения; 2) модельные ценности4 данного типа культуры; 3) универсальные гуманистические ценности.
Эти последние и являются предметом нашего исследования.

47
[стр. 19]

Ценности могут оказывать регулирующее воздействие непосредственно, являясь элементом нравственноправового сознания.
Индивиды, не ориентированные духовные ценности, мотивируют свое поведение потребностями и базирующимися на них интересами, которые зачастую несут деструктивное социальное и индивидуальное начало.
Поэтому для сохранения целостности социального континуума необходим более эффективный и жесткий регулятор поведения, каковым являются нормы.
Идеи, идеалы, цели, принципы для того, чтобы осуществиться, воплотиться, должны быть переведены на язык социальных норм (правовых, нравственных, обычных, корпоративных и т.п.).
Различия между нормами и собственно ценностями как регулирующими инстанциями подвергнуты анализу в научной литературе,”’ однако теория права, к сожалению, не._восприняла конструктивные результаты указанных исследований.
Как справедливо отметили А.Ф.
Черданцев и Н.
Неновски, нередко отличие ме>кду аксиологическими категориями ценностей и оценок и нормами вообще не проводится.^ Это приводит к недооценке роли ценностей в праве, с другой стороны, неверной оценке роли правовых норм.
Без понимания ценностного нравственно-правового регулирования неполон, не вполне ясен весь процесс правового регулирования.
Механизм правового регулирования, на наш взгляд, необходимо дополнить аксиологическим элементом ценностями, которые имеют (должны иметь) первичное по сравнению с нормами непосредственно регулирующее воздействие на поведение субъектов в сфере права в условиях дефицита правовой информации, в ситуациях спора о праве, в ситуациях преодоления коллизий законодательства, в процессе правозаконотворчества.
Некоторые авторы считают, что ценность обладает побудительной способностью, выступает с требованием ее осуществления; в связи с этим анализируют бытие в категориях должного и сущего.® Иначе рассматривает этот аспект вопроса о ценностях Н.О.
Лосский.
Он пишет: «В составе ценностей нет принудительной силы, нет также и актуального долженствования, но абсолютные самоценности обладают внутренним достоинством, и
потому, любя их, мы сознаем, что наша любовь внутренне оправдана».^ Также рассматривают этот вопрос Шелер, Гейде и Гартман.
Р.
Шпеман вычленяет критерии для оценки ранга ценностей.
Ими являются: 1) интенсивность; 2) глубина; 3) продолжительность; 4)
воспроизводимость переживания, доставленного ценностями различного ранга.^ Более того, как справедливо отмечает Н.А.
Бердяев, ценности низшего порядка всегда стремились подчинить и поработить себе ценности высшего порядка.
И совершенно несомненно, что ценности святости и ценности
духовные имеют гораздо меньше силы, чем ценности приятного или ценности витальные, которые очень деспотичны.^ Этот же момент отмечает Р.
Шпеман, отмечая, что навязчивость ценностей находится в обратной пропорциональности с их высотой.® Осмыслить эти моменты весьма важно в теоретико-правовом контексте, рефлексия над ними влечет некоторые промежуточные выводы и предположения: 1.
Установление высших ценностей морально-правового
хараю-ера важно уже потому, что их достижение наиболее желанно.
2.
Рефлексия над ними необходима в силу навязчивости ценностей низших (роль и место принуждения в праве сильно искажены в, силу до.ступностИд простоты, понятности, кажущейся
эффеетивности).
3.
Стремление к укаэанным_1денностям будет правильно ранжировать ценности, подчиненные первым.
4.
Высшие ценности, очевидно, связаны с
сущностыр морали и права.
Представляется неправомерным отождествление понятий ценности и социальной ценности.
Так, авторы сборника «Наука и ценности выделяют: 1) ценности непосредственно социального окружения; 2) модельные ценности данного типа культуры; 3) универсальные гуманистические ценности.
Эти последние и являются предметом нашего исследования.

Социальные ценности, как и индивидуальные, есть воплощения универсальных человеческих ценностей.
Понятно, что когда в обществе модельные ценности теряют связь с универсальными ценностями, возникает ценностный дисконтинуум, который подменяется сферой диктата норм и регламентаций.
Возникает напряжение, которое может разрешиться крахом всей ценностной системы и вытеснением ее сугубо прагматическими, потребительскими ценностями и оккупирует личностное сознание нормативными регламентациями.
При этом ценностная саморегуляция подменяется нетворческой функциональной активностью.
Заключая вопрос о понятии ценностей уместно вспомнить слова Н.О.
Лосского о том, что «ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каяедого события, и каждого поступка.
Вездесущие ценностного моментов есть условие, чрезвычайно затрудняющее опознание и выработку отвлеченного понятия ценности.
Можно предвидеть, что философские теории в фомадном большинстве случаев упрощают проблему и вырабатывают понятие ценности, учитывающее лишь один какой-либо элемент.
Поэтому теорий ценности должно быть много, они должны быть очень разнообразны и нередко даже отчасти противоположны друг другу.
Так оно и есть в действительности».^

[стр.,23]

Выводы: 1.
Наша концептуальное видение нравственных ценностей в праве базируется на следующей мировоззренческой модели.
Мироздание имеет свое аксиологическое ядро, смысловой центр; нравственная, правовая, политическая, государственная формы воплощают с присущими этим формам особенностями вечные общечеловеческие ценности.
1.
Аксиологический подход в праве связан со стремлением найти высшее оправдание праву, связан с выбором целей в праве, когда ценность выступает как ^ Шпеман Р.
Основные понятия морали.
М.
1993.
С.
28-29.
^ Гессе Г.
Письма по кругу.
М.
1987.
С.
64.
СМЫСЛ, некоторый идеал, конечное основание для выбора.
Ценности в праве выступают как шкала измерения самого права.
Ценность позволяет праву оставаться самим собой.
1.
Утрата правом престижа в обществе связана, прежде всего, с деформацией мировоззрения, из которого выхолащиваются вечные общечеловеческие ценности.
2.
3.
Правопонимание, игнорирующее так называемые метафизические проблемы права ущербно.
Необходимо сотрудничество рационального и иррационального знаний о мире и праве, и это не вместо положительного знания о праве, а вместе с ним.
4.
5.
Мировоззрение человека составляют знания, нравственность, вера (по И.
Канту).
Исходя из этого, знания о праве всегда будут соотносится с нравственностью, независимо от признания истинности данного положения, в силу «неотмыслимости» абсолютных ценностей, которые составляют существо нравственности.
Нравственные ценности следует воспринимать как шкалу измерения самого права.
Этическая модель права никогда не потеряет своей актуальности.
6.
7.
Нынешнее состояние исследования и преподавания аксиологических проблем юриспруденции, ценностной трактовки права (и государства), нельзя признать удовлетворительным.
8.
9.
В российской теории права базируется, в основном, на разработках социологов и психологов, причем, предпочтение отдается утилитаристским и социологическим концепциям, потребностному подходу к определению ценностей.
При этом совершается распространенная методологическая ошибка: авторы производят объяснение высшего посредством низшего (редукционизм, профанация, спекуляция на понижение филос.).
10.
11.
В нашей концепции ценности прежде всего явление духовное.
Это критерии, которые не могут быть придуманы или сотворены.
Это идеальное бытие, соотносящееся с трансцендентальным сознанием, которое надличностно и нормативно.
Ценности являются сущностями особого рода, бытие которых подчинено законам, отличным от бытия материального мира, обладают универсальным характером и исходящим от них императивом долженствования.
Ценность это конечное основание целеполагания, носящее характер самодостаточности.
12.
самооправданности и самодовления.
Нравственно-правовые ценности должны составлять ядро юридического мировоззрения.
13.
Установление высших ценностей морально-правового характера важно уже потому, что их достижение наиболее желанно.

Рефлексия над ними необходима в силу навязчивости ценностей низших
(так, роль и место принуждения в праве сильно искажены в силу доступности, простоты, понятности, кажущейся эффективности).
Стремление к указанным ценностям будет правильно ранжировать ценности, подчиненные первым.

Высшие ценности, очевидно, связаны с сущностью морали и права.

14.
15.
Правоведение, на наш взгляд, недостаточно активно использует данные философии, психологии и иных социальных наук для определения приоритетов, целей правового воспитания и юридического образования.
Правовое образование должно прежде всего содействовать формированию гуманистического мировоззрения личности путем утверждения смыслового, ценностного ядра мироздания Свободы, Справедливости, Равенства, Гуманизма; развитию

[Back]