благодаря которойiиндивид актуализирует одни ценности, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Ценностная предметность объекта еще не есть ценность, как ценность она реализуется лишь в оценке... результат оценки представляет собой; отражение объективной ценностной предметности ф вещей. Оценка как определение значимости явлений для его жизни ориентирует человека в мире-явлении, направляя его деятельность. ■ т Сложность проблемы . заключается в том, что ценность мы воспринимаем, главным образом, через ее оценку. Из этого факта некоторые аксиологи делают вывод, что ценность порождается сознанием, что ценность есть результат оценки, и по сути дела тождественна ей. Но при этом ценность объективна, оценка субъективный акт человеческого сознания,, субъективное отражение объективно существующей ценности. Нередко один объект вызывает у разных субъектов разную оценку. Приравнивание л ценности к оценке ведет к ценностному релятивизму, признанию Ф правомерности любых оценок. Но, будучи субъективным актом, оценка # Ф может иметь объективно обусловленное* содержание. Это позволяет Ф.Н; Фаткуллину и Л.Д. Чулюкину утверждать, что ценности представляют собой известное единство субъективного и объективного. При этом они соглашаются с высказыванием; В.А. Василенко, что в этой функции «двух переменных» первичным всегда остается объективное, ибо, в конце концов, им детерминировано >и отношение субъекта, т.е. его признание в данном объекте носителя ценности, определение ее величины. (56) Г В зависимости от оснований различные авторы приводят различные виды оценок, однако они не являются предметом данного исследованиям 4 Непосредственно ценности осваиваются через оценки, через: теоретическое, аксиологическое постижение ценностей на основе анализа. 4 Однако в ценностном постижении; мира большое значение имеют иные методы. Н.О. Лосский, пишет об интуиции, под которой понимает непосредственное созерцание предметов в подлиннике. (57) Об интуитивном познании писал немецкий философ Ф. Якоби. Не связанная 49 |
^^енность нельзя смешивать и отождествлять с оценкой другим основным аксиологическим понятием. Термин «оценка» имеет, по меньшей мере, два значения. Во-первых, им обозначается процесс оценивания чего-либо, процесс сравнивания, сопоставления предмета с тем, на основании чего производится оценивание. Вовторых, этим термином обозначают результат указанного процесса, определенное новое знание, выраженное определенным логико-языковым фeнoмeнoм.^ Оценка представляет собой сознательное выражение положительного отношения субъекта к оцениваемому им объекту^Однако следует иметь в виду, что существуют и неаксиологические оценки. Это процесс сопоставления, сравнения нескольких предметов между собой или с определенной меркой, масштабом.® Ценность неотделима от оценки, благодаря которой индивид актуализирует одни ценности, отвергает другие, устанавливает их иерархию. «Ценностная предметность объекта еще не есть ценность, как ценность она реализуется лишь в оценке…. Результат оценки представляет собой отражение объективной ценностной предметности вещей», пишет В. Брожик.” Оценка как определение значимости явлений для его жизни ориентирует человека в мире явлений, направляя его деятельность. Сложность проблемы заключается в том, что ценность мы воспринимаем главным образом через ее оценку. Из этого факта некоторые аксиологи делают вывод, что ценность порождается сознанием, что ценность есть результат оценки, и по сути дела тождественна ей. Но при этом ценность объективна, оценка субъективный акт человеческого сознания, субъективное отражение объективно существующей ценности. Нередко один объект вызывает у разных субъектов разную оценку. Приравнивание ценности к оценке ведет к ценностному релятивизму, признанию правомерности любых оценок. Но, будучи субъективным актом, оценка может иметь объективно обусловленное содержание. Это позволяет Ф.Н. Фаткуллину и Л.Д. Чулюкину утвер>кдать, что ценности представляют собой известное единство субъективного и объективного,^ при этом они соглашаются с высказыванием В.А. Василенко, что в этой функции «двух переменных» первичным всегда остается объективное, ибо, в конце концов, им детерминировано и отношение субъекта, т.е. его признание в данном объекте носителя ценности, определение ее величины.^ В зависимости от оснований различные авторы приводят различные виды оценок, однако они не являются предметом данного исследования.^ Непосредственно ценности осваиваются через оценки, через теоретическое, аксиологическое постижение ценностей на основе анализа* Однако в ценностном постижении мира большое значение имеют иные методы. Н.О. Лосский, например, пишет об интуиции, под которой он понимает непосредственное созерцание предметов в подлиннике.^ Об интуитивном познании писал немецкий философ Ф. Якоби. Не связанная офаниченностью рассудка, как только логической способностью интеллекта, интуиция непосредственным образом открывает человеческому сознанию истинный смысл сверхчувственного мира, утверждал он.® Интуитивный способ постижения ценностей утверждают и современные авторы.^ Люди учатся постигать ценности в процессе образования и воспитания. Результатом этого является различение объективного ранга ценностей. Р. Шпеман справедливо замечает, что «способность сопоставлять ценности растет вместе со способностью подчиниться моральным требованиям».^ Способность сравнивать ценности вырабатывается через опыт и упражнение. Психологи, этики утвер>кдают, что есть качества личности, наиболее затрудняющие постижение ценностей. Это тупость и захваченность страстью. Тупость препятствует пониманию ранга ценностей реальности. Страсть открывает положительные и отрицательные ценности, но одновременно искажает пропорции. Она открывает качество ценностей, но не их иерархический порядок. Это следует учитывать при подготовке кадров для работы в правоохранительных органах. уу Виды ценностей. Классификации ценностей неоднозначны, исходя из сложности определения понятия ценностей. О. Г. Дробницкий выделяет два рода ценностей предметные и ценности сознания. Первые есть объекты наших оценок, а вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок.^ I * м, В социологическом аспекте ценности целесообразно подразделять на ценности-нормы, ценностиидеалы, ценности-цели, ценности-средств и т.п. Есть немало классификационных моделей, в которых ценности структурируют по предмету или содержанию объектов (социально-политические, экономические, нравственные, правовые, эстетические, религиозные и т.д.); по субъекту отношения (общество, класс, социальная фуппа, коллектив, индивид). |