щ «Тогда как одни наши состояния и действия являются результатом* случайных внешних воздействий и внутренних настроений, если они вообще# не опираются на понимание объективного ранга ценностей, у нас отсутствует фундамент, без которого невозможны единство личности и согласие с самим собой. В этом случае нет также согласия с другими», справедливо отмечает Р. Шпеман.(61) При этом способность сопоставлять ценности растет вместе со способностью подчиниться моральным требованиям, и ослабевает при отсутствии соответствующей готовности. Ранг есть вопрос подлинного качества, а значит качественного преимущества;* Существование духовных ценностей и их преимущество перед утилитарным основывается на идее духа, заключающейся в индийских,ф р христианских, теософских, учениях. Утилитарные ценности определяются: внешней, внеположенной человеку целью, духовные имеют внутренне: основание. Первые обладают ценностью средства, вторые являются самодостаточными и не нуждаются во внутренних мотивах, определяют цели деятельности, вторые ее смысл. В любом нормально чувствующем человеке формируется убеждение о приоритете духовных ценностей. Именно они высшие, они достаются дороже, но гораздо вернее приводят к объективному благу. О хаосе, наступающем в случае, если духу не воздается' должное, предостерегает F. Гессе. (62) Итак, духовное составляет сферу высшихр ценностей, связанных со* смыслом и предназначением* человека. Нравственность и вера относятся к духовному миру человека, связывают ею** со смыслом бытия. Особенностью духовных ценностей является?то, что они обладают внеутилитарнымги’неинструментальным характером:;они не служат, ни для чего иного, напротив, все*иное им подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением; их. Они# составляют стержень культуры определенного народа. # Все ценности в праве выполняют определенные функции. Под р Ф функциями ценностей следует понимать основные направления гомогенного * 54 |
цепи средств. Полноценное бытие состоит в том, чтобы средства были освещены самоцелями, но в сознании субъекта не должны занимать места самоценностей. Так осуществление процедурных юридических норм и правил никогда не должно теоять из виду целей: восстановление социальной справедливости, предупре>кдение новых преступлений, исправление осу>кденного. Замена самоценностей служебными ценностями ведет к появлению отрицательных ценностей: бюрократизм, волокита, формализм и т.д. По форме бытия различают предметные и идеальные, духовные ценности. Предметные ценности существуют в ^ мире конкретных вещей. Это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда. В качестве предметной ценности может выступать результат деятельности, либо сама деятельность. Эти ценности являются объектами потребностей и интересов человека. Социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, исторические события, культурное наследие, этические и правовые явления, предметы религиозного поклонения и т.п..К духовным ценностям^ относят общественные идеалы, идеи, установки, оценки, нормативы, запреты, цели и проекты, принципы, эталоны, стандарты, связанные с представлениями о доброе и зле, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, свободном и несвободном, о смысле и предназначении человека и истории и т.п. Они являются самостоятельными ценностями и основаниями, критериями для оценки предметных ценностей. Ценностный полиморфизм связан с тем, что обосновывая цели, можно указывать на следствия, можно указать как на основание целеполагания сам объект реального мира. Полиморфизм вытекает также из неоднородности социальной структуры общества, конкретно исторических представлений о ценностях различных демографических фупп. Иерархия ценностей. Наличие безусловного смысла, абсолютных и относительных ценностей подводит к проблеме иерархии ценностей. Гейде отвергает различие ценностей по рангам и внутреннему достоинству. Другие авторы настаивают на иерархии ценностей.^ «Тогда как одни наши состояния и действия являются результатом случайных внешних воздействий и внутренних настроений, если они вообще не опираются на ^ Российский юрист И. Левин вообще называет ценностями только явления духовного мира, то, что мы называем самоценностями. См. Левин И. Этика./Соч. в 2-х т. Т. 1. С. 281. ^ Политико-правовые ценности: история и современность. (Симпозиум).//Гос и право. 1997. № 7. С. 85. Войтыла К. Этика и нравственностью//Вопросы философии. 1991. № 1. С. 46. Шапиоо И. //Полис. 1992. № 4. С. 28. понимание объективного ранга ценностей, у нас отсутствует фундамент, без которого невозможны единство личности и согласие с самим собой. В этом случае нет также согласия с другими», справедливо отмечает Р. Шпеман.^ При этом способность сопоставлять ценности растет вместе со способностью подчиниться моральным требованиям, и ослабляется при отсутствии соответствующей готовности. Ранг есть вопрос подлинного качества, а значит качественного преимущества Существование духовных ценностей и их преимущество перед утилитарным основывается на идее духа, заключающейся в индийских, христианских, теософских учениях. Утилитарные ценности определяются внешней, внеположенной человеку целью, духовные имеют внутреннее основание. Первые обладают ценностью средства, вторые являются самодостаточными и не нуждаются во внутренних мотивах, определяют цели деятельности, вторые ее смысл. В любом нормально чувствующем человеке формируется убе)кдение о приоритете духовных ценностей. Именно они высшие, они достаются дороже, но гораздо вернее приводят к объективному благу. О хаосе, наступающем в случае, если духу не воздается должное, предостерегает Г. Гессе.^ Итак, духовное составляет сферу высших ценностей, связанных со смыслом и предназначением человека. Нравственность и вера относятся к духовному миру человека, связывают его со смыслом бытия. Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают внеутилитарным и неинструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное им подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Они составляют стержень культуры определенного народа. |