Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 57]

Выбирая ее, индивид может принести в жертву любые ценностные предметы.
Сократ, избрав^ справедливость закона как высшую для него ценность, принял
чащу с ядом.
Конкретная система! норм характеризуется внутренней согласованностью, монолитностью; взаимосвязанностью:
неприятие человекам какой либо; нормы; означает неустойчивость, противоречивость личностной структуры.
Типичная ситуация: желание получать высокие доходы от бизнеса входит в противоречие с нежеланием исполнять обязывающие нормы об уплате налогов.

■ 5.
Ценности; определяют цели (смысл) человеческой деятельности; в
сфере права, правовые нормы тяготеют к средствам и способам ее (цели) осуществления; Таким образом,, нравственно правовые: ценности осуществляют первичное по отношению к нормам правовое регулирование.
6.
Ценности могут иметь предметное воплощение, нормы не могут воплощаться.

7.
Связь нравственно правовых ценностей и идеалов является тесной, очевидной; связь правовых норм и; идеалов явным образом; не прослеживается.

щ 8.
Служение нравственно правовым ценностям вызывает восхищение, выполнение норм либо одобряется (в лучшем случае), либо воспринимаетсяi равнодушно, как должное.

Ценности-дифференцируют, отделяют, обособляют элементы правовой системы.
Так, духовные правовые ценности свобода, справедливость, равенство воплощаются в комплекс идей, доктрин, концепций; и т.д;, формируя правовую идеологию.
Эти же ценности конкретизируются в правах и свободах личности, объективируются, закрепляются в позитивном праве приложимо; к различным сферам жизнедеятельности человека, к
а специфическим объектам и предметам регулирования и обособляют (относительно) институты, подотрасли, отрасли нрава и законодательства.
Например, можно сказать, что ценности свободы, справедливости, равенства, гуманизма в сфере брака и семьи, с одной стороны, интегрируют вокруг себя
57
[стр. 88]

{ф коллизий.
Особенно вьюока роль ценностей как первичного средства правового * регулирования для законодателя (правотворца) моделирование юридического пространства должно происходить в соответствии с аксиологическим его освоением: а) определение смыслов, приоритетных целей, принципов конкретного законодательного (правового) массива, б) определение иерархии ценностей в регулируемом пространстве, в) возвышением до принятия абсолютов, г) определение содержания ценностных регулятивов, д) соотнесение нормативных регулятивных средств, внесенных ими стимулов и ограничений с ценностями-целями, ценностями-идеалами и т.д.
Таким образом, при обращении к ценностям, они осуществляют первичное регулирование в правовой сфере.
Имеет познавательный интерес сравнение регулятивной функции нравственноправовых ценностей с регулятивной функцией правовых норм.
Суммируя сказанное в науке о различии собственно ценностей и норм как регулирующих инстанций можно сказать следующее.
1.
Ценности имеют ранги, соответственно ранжируют правовое пространство по вертикали и структурируют его по горизонтали, реализация, охрана, защита одной ценности не исключает того же по отношению к другой.
Так, реализация права на личную неприкосновенность не исключает права личности на владение собственностью.
Правовая норма не имеет градаций, ее выполняют, либо нет.
1.
Ценностная система не является жестко императивной, она выполняет регулятивную функцию лишь при условии наличия в правосознании индивида признания и особой чувствительности к ценностному измерению права.
Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная.
2.
3.
Нравственно-правовые ценности выступают целевыми ориентирами, определяя верхнюю позитивную границу уровня социальных и индивидуальных притязаний личности в пространстве права; нормы же определяют средний оптимум, за пределами которого либо подвиг, либо правонарушение.
4.
5.
Система ценностей строится по принципу иерархии: индивид способен жертвовать одними ценностями ради других.
Так, в нашем представлении свобода есть высшая человеческая и правовая ценность.
Выбирая ее, индивид может принести в жертву любые ценностные
предметности.
Сократ, избрав справедливость закона как высшую для него ценность, принял
чашу с ядом.
Конкретная система норм характеризуется внутренней согласованностью, монолитностью, взаимосвязанностью:
6.
4 ^ См.: Мукамбаева Г.А.
Законность и правовая саморегуляция личности.
Бишкек.
1992.
неприятие человеком какой-либо нормы означает неустойчивость, противоречивость личностной структуры.
Типичная ситуация: желание получать высокие доходы от бизнеса входит в противоречие с нежеланием исполнять обязывающие нормы об уплате налогов.

1.
Ценности определяют цели (смысл) человеческой деятельности в
сфере права, правовые нормы тяготеют к средствам и способам ее (цели) осуществления.
Таким образом, нравственно-правовые ценности осуществляют первичное по отношению к нормам правовое регулирование.

2.
3.
Ценности могут иметь предметное воплощение, нормы не могут воплощаться.

4.
5.
Связь нравственно-правовых ценностей и идеалов является тесной, очевидной; связь правовых норм и идеалов явным образом не прослеживается.

6.


[стр.,89]

7.
Служение нравственно-правовым ценностям вызывает восхищение, выполнение норм либо одобряется (в лучшем случае) либо воспринимается равнодушно, как должное.

8.
Ценности дифференцируют, отделяют, обособляют элементы правовой системы.
Так, духовные правовые ценности свобода, справедливость, равенство воплощаются в комплекс идей, доктрин, концепций и т.д., формируя правовую идеологию.
Эти же ценности конкретизируются в правах и свободах личности, объективируются, закрепляются в позитивном праве приложимо к различным сферам жизнедеятельности человека, к
специфическим объектам и предметам регулирования и обособляют (относительно) институты, подотрасли, отрасли права и законодательства.
Например, можно сказать, что ценности свободы, справедливости, равенства, гуманизма в сфере брака и семьи с одной стороны, интегрируют вокруг себя
соответствующие нормативные регулятивные средства, а с другой дифференцируют отрасль семейного права от иных отраслей.
Права и обязанности в области алиментных обязательств членов семьи отличают этот институт от возможностей (меры свободы) в области воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовое поведение, деятельность в сфере права значительно различаются, обладают спецификой, поскольку направлены на реализацию отличных ценностей.
Так, деятельность законодателя, направленная на официальное определение и закрепление меры необходимой и достаточной свободы субъектов права совершенно специфична по сравнению с деятельностью правоохранительных органов, обеспечивающих, охраняющих, защищающих меру свободы, справедливости, равенства в поведении субъектов от нарушений.
^ Воплощаемые в поведении ценности диффернцируют одни социальные слои и группы индивидов от других, так как они манифестируются на уровне стиля жизни и служат признаками правокультурной идентификации.
Политики, работники суда, прокуратуры, исправительных учреждений; представители организованной преступности, воры «в законе», мафиозные формирования все они демонстрируют организацию индивидов и фупп, релятивирующих к различным аксиологическим инстанциям.
В зависимости от того, какие ценности важны для личности прежде всего, общечеловеческие, вечные (справедливость, свобода, истина) или ценности конкретно-исторические, отдельных социальных групп (равенство, демократия, державность) или ценности малых социальных групп (богатство, успех, профессионализм) осуществляете социальная самоидентификация индивида.
Определение ценностных ориентаций весьма важно при определении профессиональной пригодности и профессиональной идентичности индивида.
Так, ориентирующийся на ценности малых социальных групп непригоден для осуществления правосудия или законодательной деятельности.
Здесь необходима ориентация на общечеловеческие ценности.
т ^^^Интегративная функция ценностей в праве связана с дифференцирующей Функцией^ ^)Логически она предшествует дифференцирующей, фактически они осуществляются одновременно, являются сторонами одного процесса аксиологического структурирования права.
Как интегральные образования они являются центрами тяготения, вокруг которых формируется правовая система и правовая культура общества в целом.
Вокруг нравственно-правовых ценностей осуществляется концентрация интересов, мотиваций, усилий в правовой сфере.
Различные качественные определенности ценностей стягивают вокруг себя идеи, концепции, доктрины, формируя правовую идеологию.
От ее ценностного наполнения зависит тип идеологии: этатическая, либертарная, естественно-правовая и др.
Правовая психология, волевые поведенческие компоненты также имеют своими смысловыми центрами определенные нравственно-правовые ценности.
Например, правовая психология, несущая ненависть к классовому врагу, имеет своим смысловым центром ценности всеобщего материального равенства, революционного насилия в борьбе с классовыми врагами, отмирание права и государства и другое.
Право как система норм также имеет свои ценностносмысловые центры.
Особенно ярко это проявляется в построении системы законодательства, структуры конкретных законодательных актов.
Так, признание в России высшей ценности прав и свобод личности, а также гражданского общества и правового государства вызвали формирование частного права, не существовавшего до этого около восьмидесяти лет.
Это повлекло также признание общепринятых принципов и норм ме>едународного права и международных договоров РФ частью правовой системы; а также примат норм международных договоров (ч.
4.
ст.
15 Конституции РФ).
Структура Конституции РФ изменилась согласно обретенным ценностным смыслам, права и свободы человека и фажданина теперь предшествуют устройству государства (хотя, на наш взгляд, более последовательно было бы поместить их в главе первой, следом за провозглашением высшей ценности прав и

[Back]