i Исследования показали, что жизненно важно возвратить утерянные 4 нравственностью и правом вечные смыслы, чтобы преодолеть барьеры отчуждения между ними и человеком., Было выявлено, что ценность права связана с его человеческим смыслом, а человек — существо, прежде всего, духовное. Право в его;этическом, гуманистическом рассмотрении представляет собой; свойство человеческой личности. По мнению И. Канта, воспитание «здорового* правосознания» цельного, непротиворечивого юридического мировоззрения, .способного дать адекватную: картину правовой* действительности и осваивать ее, предполагает . единство веры,, 4 нравственности и правовых знаний. Безусловно нравственность и право.— различные самостоятельные формы воплощения вечных общечеловеческих ценностей, однако эта независимость возможна лишь в ходе теоретического анализа. На духовном, аксиологическом уровне обнаруживается* их единство (не полное их единство, не слияние). Справедливость, свобода, равенство как некое? ценностное ядро мироздания, воплощаясь в нравственности, а затем в праве, приобретают нравственно-правовой* характер. Однако нравственность предполагает максимально ценностное:наполнение, право минимально необходимое и? достаточное, Поэтому право всегда будет соотноситься с нравственными; ценностями, соизмерять себя с ними, оценивать себя через них. Этические ценности абсолюты, преданность, самоотдача, дух, самопожертвование, милосердие — таковы понятия*содержащие в себе призывы, принадлежащие открытой морали, существующей в открытом обществе.. Нравственность связана с мировоззренческими ценностями и выступает всеобщей и исторически первой духовной основой ориентации человека в социуме. Этизация правовой действительности (как ш любой социальной) неизбежна. Этичность ее и ценности универсальны, мораль надличностна, фундаментальна. Нравственные ценности.самодостаточны, не подчинены 63 |
информацией без решения этих задач немыслимо построение правового государства. В литературе отмечено такое свойство ценностных ориентаций как их генерализация, т.е. расширение, распространение с одного объекта на многие смежные и отдаленные области.^ Это свойство позволяет расчитывать на то, что ценность справедливости, признанная и усвоенная на общеправовом уровне, будет конкретизироваться, распространяться на отрасли права и на неправовую сферу. Нравственноправовые ценности, укореняясь в мировоззрении личности имеют свойство проникать в правовую психологию и волевые структуры личности, формируют устойчивые ориентации, установки, а также воздействуют на потребности, интересы, цели, выбор средств и совершение поступков. В литературе содержатся указания на такие функции ценностей как: а) являться основанием для выбора из альтернативных действий, б) детерминирующая функция.^ Представляется, что они ждут своей разработки применительно к сфере права. Пока можно указать следующее. Субъект с сфере права всегда имеет (должен иметь) свободу выбора варианта поведения в рамках имеющейся у него полноты, объема прав и свобод, причем выбор зачастую представляется между противоположными по правовым последствиям альтернативами. Например, права и обязанности родителей, согласно законодательству РФ, простираются от заботы о детях, совместного с ними проживания, всемерного обеспечения их интересов до отказа от осуществления родительских прав. Обращение к нравственно-правовым ценностям, причем более в нравственном их наполнении, оказывает (может оказать) решающее воздействие на выбор субъекта (при этом реализуется сублимирующая функция ценностей). Функция детерминации, на наш взгляд, осуществляется в рамках указанной выше функции. Поскольку правовое пространство аксиологически структурировано, то любой выбор в рамках правовой свободы будет означать ценностную детерминацию. Здесь встает вопрос лишь о ранге (качестве, достоинстве) ценностей, детерминирующих деятельность субъекта. ^ Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М. 1986. С. 68. ^ См: Барулин B.C. Социально-философская антропология. М. 1994. С.242. Заключение. ^ На рубеже второго третьего тысячелетий необходимо подвести итоги потерь и достижений в минувшем веке и тысячелетии, бросить взгляд в XXI век и определить, что является ценным приобретением человечества, от чего следует избавиться. Жизненно важно возвратить утерянные нравственностью и правом вечные смыслы, чтобы преодолеть барьеры отчуждения ними и человеком. Первоначальным замыслом работы являлось сравнение содержания высших нравственных и одноименных правовых ценностей и нахождение аргументов в пользу их единства или полной независимости (строгое право) либо за представление права как известного минимального выражения нравственных максим. В ходе работы круг задач расширился. В результате диссертационного исследования выявлено, что ценность права связана с его человеческим смыслом, а человек существо пре>оде всего духовное. Право в его этическом, гуманистическом рассмотрении представляет собой свойство человеческой личности. Формирование «здорового правосознания», цельного, непротиворечивого юридического мировоззрения, способного дать адекватную картину правовой действительности и осваивать ее, предполагает, согласно концепции И. Канта, единство веры, нравственности и правовых знаний. Это приводит к мысли о «неотмыслимости» нравственного от правового, хотя не означает полного до неразличимости их слияния. Право и нравственность различные самостоятельные формы воплощения вечных общечеловеческих ценностей, однако эта независимость возможна лишь в ходе теоретического анализа. На духовном, аксиологическом уровне обнаруживается их единство (не полное совпадение, не слияние!).Свобода, справедливость, равенство как некое ценностное ядро мироздания, воплощаясь в нравственности, а затем в праве, приобретают нравственно-правовой характер. Однако нравственность предполагает максимальное ценностное наполнение, право минимально необходимое и достаточное. Поэтому право всегда будет соотноситься с нравственными ценностями, соизмерять себя с ними, оценивать себя через них. Нравственные ценности абсолютны, Преданность, самоотдача, дух ^ самопожертвования, милосердие таковы понятия, содержащие в себе призыв, принадлежащие открытой морали, существующей в открытом обществе. Нравственность связана с миоовоззоенческими человеческими ценностями и выступает всеобщей и исторически первой духовной основой ориентации человека в социуме. Этизация правовой действительности (как и любой социальной) неизбежна. Мораль и ее ценности универсальны, мораль надличностна, фундаментальна. Моральные ценности самодостаточны, не подчинены ничему, ни политике, ни науке, ни праву. Мораль автономна. Ее нельзя превращать в политику или в право. Ее предписания обладают естественной побудительностью. Моральные ценности не фундируется рациональностью. Мораль целеполагающа, самодостаточна, самодовлеюща. Бессознательность, иррациональность есть неустранимый момент нравственности. Универсальность этического измерения выражается, в частности в том, что оно является духовной основой ориентации человека в социальной среде, а, значит, этизация интересов наблюдается абсолютно во всех сферах человеческой жизни. В силу этого нравственность можно расценивать как неизбежное условие формирования и даже органическую ценностную составляющую права во всех его проявлениях. Нравственность можно представить а) как систему норм б) как систему ценностей: добро, долг, совесть, свобода и необходимость, ответственность, добродетель, счастье, удовольствие, польза, справедливость, равенство, милосердие, прощение, самоотречение, жертвенность, альтруизм, совершенствование, любовь к врагам, духовность и т.д. Среди них есть ценности, составляющие аксиологический центр, ценностное ядро мироздания, вселенские ценности, которые призваны воплощать в разной мере и в присущих им Формах не только нравственность, но и право, государство, политика, наука, информационные технологии и т.д. Это свобода, справедливость, равенство, гуманизм. Нравственно-правовые ценности проявляются в виде идей, идеалов, целей, принципов, норм. Это своеобразные ступеньки нисхождения духовных ценностей в социальную реальность, формы, способы присвоения ценностей обществом и человеком. Действительное различие между правовыми и нравственными ценностями уходят в глубины личностного метафизического выбора людей. Право является как бы ступенью нисхождения высоких духовных материй в социальное бытие человека, ступенью, на которой каждый человек может присвоить, «приватизировать» возможности, содержащиеся в фундаментальных духовных началах, уходящих корнями в трансценденцию. Причем, повторюсь, только на ступени права, будучи представленными в правовой материи указанные начала становятся доступными всем в равной мере. Именно поэтому право является универсальным феноменом. Одновременно этот процесс «нисхождения» Свободы. Справедливости, Равенства, Гуманизма в равной степени ко всем людям есть процесс восхождения права к самому себе, путь от незрелых своих форм права сильного, права власти, права государства к зрелой форме гуманистического права, или по другой терминологии от сословного и формального права к праву социальному. Этот же процесс следует связать с идеей правового професса. Ценность права высока, но не абсолютна. Признанный в сфере социальной психологии «эффект снесения» имеет значение и для объяснения правовой реальности. Сопротивление социальной среды, противоборство сил, стремлений, интересов, потребностей приводит к тому, что человек (общество) всегда реально достигают меньшего результата по отношению к цели, которая достигалась. Поэтому идеи, идеалы, превращенные в социальные цели, должны иметь более высокий, чем просто социальные идеалы статус, а именно духовно-ценностный. Различие нравственных и правовых ценностей фиксируется на уровне простого рационального (интеллектуального) признания правовых ценностей и глубокого проникновения, погружения, переживания ценностей нравственных. Естественное право есть результат «встречи», взаимопроникновения нравственности, права и их носителя человека, соединения человеческой и нравственно-правовой природы ценностей. Однако естественное право имеет нравственно-правовую природу (и как следствие юридическое значение) в силу того, что наличествует глубокое различие в восприятии человеком нравственных и правовых ценностей. Психологический подход к изучаемым явлениям позволяет обнаружить, что нравственные ценности переживаются, прежде всего как благо для других, а правовые ценности благо для себя. Золотое правило нравственности, воспринимаемое как метод нормативного исследования, позволяет усвоить содержание и критерии ценностных критериев поведения. Воспринимаемое в качестве метода, оно служит подтверждением ценностного единства нравственности и права. Следует признать, что нравственноправовые ценности соотносятся по принципу взаимной дополнительности. t s |