Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 63]

i Исследования показали, что жизненно важно возвратить утерянные 4 нравственностью и правом вечные смыслы, чтобы преодолеть барьеры отчуждения между ними и человеком., Было выявлено, что ценность права связана с его человеческим смыслом, а человек — существо, прежде всего, духовное.
Право в его;этическом, гуманистическом рассмотрении представляет собой; свойство человеческой личности.
По мнению И.
Канта, воспитание «здорового* правосознания» цельного, непротиворечивого юридического мировоззрения, .способного дать адекватную: картину правовой* действительности и осваивать ее, предполагает .
единство веры,, 4 нравственности и правовых знаний.
Безусловно нравственность и право.— различные самостоятельные формы воплощения вечных общечеловеческих ценностей, однако эта независимость возможна лишь в ходе теоретического анализа.
На духовном, аксиологическом уровне обнаруживается* их единство (не полное
их единство, не слияние).
Справедливость, свобода, равенство как некое? ценностное ядро мироздания, воплощаясь в нравственности, а затем в праве, приобретают нравственно-правовой* характер.
Однако нравственность предполагает максимально ценностное:наполнение, право минимально необходимое и? достаточное, Поэтому право всегда будет соотноситься с нравственными; ценностями, соизмерять себя с ними, оценивать себя через них.

Этические ценности абсолюты, преданность, самоотдача, дух, самопожертвование, милосердие — таковы понятия*содержащие в себе призывы, принадлежащие открытой морали, существующей в открытом обществе..
Нравственность связана с
мировоззренческими ценностями и выступает всеобщей и исторически первой духовной основой ориентации человека в социуме.
Этизация правовой действительности (как
ш любой социальной) неизбежна.
Этичность ее и ценности универсальны, мораль надличностна, фундаментальна.
Нравственные ценности.самодостаточны, не подчинены 63
[стр. 91]

информацией без решения этих задач немыслимо построение правового государства.
В литературе отмечено такое свойство ценностных ориентаций как их генерализация, т.е.
расширение, распространение с одного объекта на многие смежные и отдаленные области.^ Это свойство позволяет расчитывать на то, что ценность справедливости, признанная и усвоенная на общеправовом уровне, будет конкретизироваться, распространяться на отрасли права и на неправовую сферу.
Нравственноправовые ценности, укореняясь в мировоззрении личности имеют свойство проникать в правовую психологию и волевые структуры личности, формируют устойчивые ориентации, установки, а также воздействуют на потребности, интересы, цели, выбор средств и совершение поступков.
В литературе содержатся указания на такие функции ценностей как: а) являться основанием для выбора из альтернативных действий, б) детерминирующая функция.^ Представляется, что они ждут своей разработки применительно к сфере права.
Пока можно указать следующее.
Субъект с сфере права всегда имеет (должен иметь) свободу выбора варианта поведения в рамках имеющейся у него полноты, объема прав и свобод, причем выбор зачастую представляется между противоположными по правовым последствиям альтернативами.
Например, права и обязанности родителей, согласно законодательству РФ, простираются от заботы о детях, совместного с ними проживания, всемерного обеспечения их интересов до отказа от осуществления родительских прав.
Обращение к нравственно-правовым ценностям, причем более в нравственном их наполнении, оказывает (может оказать) решающее воздействие на выбор субъекта (при этом реализуется сублимирующая функция ценностей).
Функция детерминации, на наш взгляд, осуществляется в рамках указанной выше функции.
Поскольку правовое пространство аксиологически структурировано, то любой выбор в рамках правовой свободы будет означать ценностную детерминацию.
Здесь встает вопрос лишь о ранге (качестве, достоинстве) ценностей, детерминирующих деятельность субъекта.
^ Кудрявцев В.Н.
Закон, поступок, ответственность.
М.
1986.
С.
68.
^ См: Барулин B.C.
Социально-философская антропология.
М.
1994.
С.242.
Заключение.
^ На рубеже второго третьего тысячелетий необходимо подвести итоги потерь и достижений в минувшем веке и тысячелетии, бросить взгляд в XXI век и определить, что является ценным приобретением человечества, от чего следует избавиться.
Жизненно важно возвратить утерянные нравственностью и правом вечные смыслы, чтобы преодолеть барьеры отчуждения ними и человеком.
Первоначальным замыслом работы являлось сравнение содержания высших нравственных и одноименных правовых ценностей и нахождение аргументов в пользу их единства или полной независимости (строгое право) либо за представление права как известного минимального выражения нравственных максим.
В ходе работы круг задач расширился.
В результате диссертационного исследования выявлено, что ценность права связана с его человеческим смыслом, а человек существо пре>оде всего духовное.
Право в его этическом, гуманистическом рассмотрении представляет собой свойство человеческой личности.
Формирование «здорового правосознания», цельного, непротиворечивого юридического мировоззрения, способного дать адекватную картину правовой действительности и осваивать ее, предполагает, согласно концепции И.
Канта, единство веры, нравственности и правовых знаний.
Это приводит к мысли о «неотмыслимости» нравственного от правового, хотя не означает полного до неразличимости их слияния.
Право и нравственность различные самостоятельные формы воплощения вечных общечеловеческих ценностей, однако эта независимость возможна лишь в ходе теоретического анализа.
На духовном, аксиологическом уровне обнаруживается их единство (не полное
совпадение, не слияние!).Свобода, справедливость, равенство как некое ценностное ядро мироздания, воплощаясь в нравственности, а затем в праве, приобретают нравственно-правовой характер.
Однако нравственность предполагает максимальное ценностное наполнение, право минимально необходимое и достаточное.
Поэтому право всегда будет соотноситься с нравственными ценностями, соизмерять себя с ними, оценивать себя через них.

Нравственные ценности абсолютны, Преданность, самоотдача, дух ^ самопожертвования, милосердие таковы понятия, содержащие в себе призыв, принадлежащие открытой морали, существующей в открытом обществе.
Нравственность связана с
миоовоззоенческими человеческими ценностями и

[стр.,92]

выступает всеобщей и исторически первой духовной основой ориентации человека в социуме.
Этизация правовой действительности (как
и любой социальной) неизбежна.
Мораль и ее ценности универсальны, мораль надличностна, фундаментальна.
Моральные ценности самодостаточны, не подчинены ничему, ни политике, ни науке, ни праву.
Мораль автономна.
Ее нельзя превращать в политику или в право.
Ее предписания обладают естественной побудительностью.
Моральные ценности не фундируется рациональностью.
Мораль целеполагающа, самодостаточна, самодовлеюща.
Бессознательность, иррациональность есть неустранимый момент нравственности.
Универсальность этического измерения выражается, в частности в том, что оно является духовной основой ориентации человека в социальной среде, а, значит, этизация интересов наблюдается абсолютно во всех сферах человеческой жизни.
В силу этого нравственность можно расценивать как неизбежное условие формирования и даже органическую ценностную составляющую права во всех его проявлениях.
Нравственность можно представить а) как систему норм б) как систему ценностей: добро, долг, совесть, свобода и необходимость, ответственность, добродетель, счастье, удовольствие, польза, справедливость, равенство, милосердие, прощение, самоотречение, жертвенность, альтруизм, совершенствование, любовь к врагам, духовность и т.д.
Среди них есть ценности, составляющие аксиологический центр, ценностное ядро мироздания, вселенские ценности, которые призваны воплощать в разной мере и в присущих им Формах не только нравственность, но и право, государство, политика, наука, информационные технологии и т.д.
Это свобода, справедливость, равенство, гуманизм.
Нравственно-правовые ценности проявляются в виде идей, идеалов, целей, принципов, норм.
Это своеобразные ступеньки нисхождения духовных ценностей в социальную реальность, формы, способы присвоения ценностей обществом и человеком.
Действительное различие между правовыми и нравственными ценностями уходят в глубины личностного метафизического выбора людей.
Право является как бы ступенью нисхождения высоких духовных материй в социальное бытие человека, ступенью, на которой каждый человек может присвоить, «приватизировать» возможности, содержащиеся в фундаментальных духовных началах, уходящих корнями в трансценденцию.
Причем, повторюсь, только на ступени права, будучи представленными в правовой материи указанные начала становятся доступными всем в равной мере.
Именно поэтому право является универсальным феноменом.
Одновременно этот процесс «нисхождения» Свободы.
Справедливости, Равенства, Гуманизма в равной степени ко всем людям есть процесс восхождения права к самому себе, путь от незрелых своих форм права сильного, права власти, права государства к зрелой форме гуманистического права, или по другой терминологии от сословного и формального права к праву социальному.
Этот же процесс следует связать с идеей правового професса.
Ценность права высока, но не абсолютна.
Признанный в сфере социальной психологии «эффект снесения» имеет значение и для объяснения правовой реальности.
Сопротивление социальной среды, противоборство сил, стремлений, интересов, потребностей приводит к тому, что человек (общество) всегда реально достигают меньшего результата по отношению к цели, которая достигалась.
Поэтому идеи, идеалы, превращенные в социальные цели, должны иметь более высокий, чем просто социальные идеалы статус, а именно духовно-ценностный.
Различие нравственных и правовых ценностей фиксируется на уровне простого рационального (интеллектуального) признания правовых ценностей и глубокого проникновения, погружения, переживания ценностей нравственных.
Естественное право есть результат «встречи», взаимопроникновения нравственности, права и их носителя человека, соединения человеческой и нравственно-правовой природы ценностей.
Однако естественное право имеет нравственно-правовую природу (и как следствие юридическое значение) в силу того, что наличествует глубокое различие в восприятии человеком нравственных и правовых ценностей.
Психологический подход к изучаемым явлениям позволяет обнаружить, что нравственные ценности переживаются, прежде всего как благо для других, а правовые ценности благо для себя.
Золотое правило нравственности, воспринимаемое как метод нормативного исследования, позволяет усвоить содержание и критерии ценностных критериев поведения.
Воспринимаемое в качестве метода, оно служит подтверждением ценностного единства нравственности и права.
Следует признать, что нравственноправовые ценности соотносятся по принципу взаимной дополнительности.
t s

[Back]