Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 64]

ничему: ни политике; ни науке, ни праву.
Мораль автономна:
Нравственность нельзя? превращать в политику илив право.
Ее предписания? обладают * естественной побудительностью.

Нравственные ценности, не фундируются л 4 рациональностью.
Нравственность целеполагающа, самодостаточна, самодавлеюща.
Бессознательность, иррациональность есть неустранимый момент нравственности.
Универсальность этического измерения выражается, в частности; в том; что оно является духовнойiосновой
ориентации<человека в социальной среде; а, значит, этизация интересов наблюдается абсолютно во? всех? сферах человеческой? жизни: В силу этого нравственность можно? расценивать: как неизбежное условие: формирования! и даже органическую * ценностную составляющую*права?во всех его?проявлениях.
Нравственность • можно представить: а) как систему норм; б) как систему ценностей::добро, Ш долг, совесть, свобода; и необходимость, ответственность, добродетель,, счастье, удовольствие, польза, справедливость,равенство; милосердие,.
Щ прощение, самоотречение; жертвенность, альтруизм, совершенствование, духовность и т.д.
Среди них есть ценности,.составляющие аксиологический центр; ценностное ядро мироздания, вселенские ценности; которые призваны воплощать в разной мере и в присущих им формах не только нравственность,: но и право, государство,
политику, науку, информационные технологии и т.д.
Это свобода, справедливость, равенство
и гуманизм: % ■ Нравственно-правовые? ценности? проявляются* в виде: идей; идеалов,.
*
4 целей; принципов,, норм: .Это своеобразные ступеньки нисхождения: духовных:ценностей в социальную реальность, формы, способы присвоенияj ценностей: обществом? и: человеком.
Действительное различие между правовыми: и: нравственными: ценностями? уходят в глубины личностного метафизического выбора людей: Право? является: как; бы? ступенью? нисхождения? высоких? духовных материй в социальное бытие человека, ступенью; на которой каждый человек
4 может присвоить, «приватизировать» возможности, содержащиеся в • ■■ фундаментальных духовных началах; уходящих корнями*в трансценденцию.
64
[стр. 30]

выражается, в частности в том, что оно является духовной основой ориентации человека в социальной среде, а, значит, этиэация интересов наблюдается абсолютно во всех сферах человеческой жизни.
Нравственность выступает всеобщей и исторически первой духовной основой ориентации человека в социуме и связана с мировоззренческими человеческими ценностями.
Этизация правовой действительности (как и любой социальной) неизбежна.В силу этого нравственность можно расценивать как неизбежное условие формирования и даже органическую ценностную состаляющую права во всех его проявлениях.
К такому же выводу подталкивают данные о генезисе и характерных чертах нравственности.
Нравственность можно представить а) как систему норм б) как систему ценностей: добро, долг, совесть, свобода и необходимость, ответственность, добродетель, счастье, удовольствие, польза, справедливость, равенство, милосердие, прощение, самоотречение, жертвенность, альтруизм, совершенствование, любовь к врагам, духовность и т.д.
Среди них есть ценности, составляющие аксиологический центр, ценностное ядро мироздания, вселенские ценности, которые призваны воплощать в разной мере и в присущих им формах не только нравственность, но и право, государство,
политика, наука, информационные технологии и т.д.
Это свобода, справедливость, равенство,
гуманизм.
Последующими задачами исследования являются: определение содержания свободы, справедливости, равенства в качестве нравственных ценностей; обоснование ценностного единства и взаимосвязи нравственности и права; определение содержания свободы, справедливости, равенства как правовых ценностей; на фундаменте аксиологического обоснования построение ценностной модели права.
§ 2.
Свобода категория нравственности По словам Роберта Шпемана вся этика зиждется на понятии свободы.^ Знаменательно, что по мнению Б.П.
Вышеславцева фундаментом этики является взаимоотношение ценностей и свободы.^ Вопрос о свободе есть вопрос о первооснове бытия, и свобода предшествует бытию.
«В этом смысле свобода есть не бытие, а безосновная основа бытия», утверждает С.А.
Левицкий.’ «Свобода человека предшествует его сущности, она есть условие, благодаря которому последняя становится возможной.
Сущность бытия человека подвешена в его свободе», утверждает Ж.П.
Сартр.’’ Свобода не свойство человека, а его субстанция.
Свобода лежит в основе мира, вечная изначальная основа бытия человека.
По смыслу своей сущности свобода онтологически предшествует совершаемым свободно актам, так как свобода первичнее своих проявлений.
«Свобода есть факт, и среди всех констатируемых фактов она наиболее ясный факт», считает А.
Бергсон.® По его мнению свобода есть первичный, неопределимый факт сознания.
Современная философия (фрейдизм, марксизм, экзистенциализм и т.д.) обнаружила в человеческой природе множество коренных дефектов.
Гностические учения трактовали человеческую природу как безнадежно испорченную.
Фрейдизм обнаружил исконное зло в человеческом подсознании и всевозможных комплексах.
Марксизм в отчуждении, в том, что сознание человека определяется его бытием в несовершенном обществе, и т.д.
Современная наука утратила перспективу, в которой можно различать человеческое достоинство, реализующееся в способности свободного творчества, свободного следования вечным ценностям.
Утрачивается также философский фундамент, на котором базируются права и свободы личности.
юридическая ответственность, правовая активность, функции права.
Если человек плох по своей природе либо в силу жесткой детерминации структур личности биологическими, материальными или социальными условиями бытия, то отчего не заняться изменением человеческой природы с помощью средств генной инженерии либо изменить природу общества с помощью средств, так сказать, радикальной социальной инженерии войнами, революциями, тоталитарными режимами? Справедливо отмечается, что свобода предмет сложный для понимания и тем более практического воплощения.^ При этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.
Традиционно вопрос о свободе сводится к вопросу о свободе воли^, а также познанной необходимости.® Так, П.
Гольбах отмечал: «…Во всех своих поступках человек подчиняется необходимости…его свобода воли есть химера».^ Это значит, что положение человека в мире ничем не отличается от положения преступника в тюрьме.
Но преступник, познавший необходимость тюремной камеры, не становится от этого свободным.
^ Вопрос о свободе это вопрос о первооснове бытия, жизни.
Прежде всего свобода есть категория духовная, а не моральная, не юридическая.
А.
Бергсон говорит, что все определения свободы делают ее рациональной, т.е.
ведут к исчезновению свободы.
Нельзя выработать положительного логического понятия свободы, для которого тайна бытия стала бы вполне

[стр.,56]

Исторически и логически происходит своеобразное нисхождение вечных ценностных идей, идеалов, принципов от уровня религиозного, через мораль, обычаи к праву.
Правовая форма непосредственно религиозного содержания иногда являлась эффективной, но никогда не смогла стать всеобщей (каноническое право, мусульманское право, церковное право).
Мораль, облаченная в правовые одежды, является весьма жестким (жестоким!) и весьма неэффективным регулятором.
Обычаи в силу специфичности процесса их возникновения, даже приняв форму правовых обычаев, не могут полностью удовлетворить потребность общества в урегулировании общественных отношений.
К тому же религиозные идеи, как и нравственные, доступны не всем, разделяются не каждым, следовательно, только приверженцы указанных идей могут воспользоваться мерой свободы, справедливости, заложенных в этих регуляторах.
Право, таким образом, является ступенью нисхождения высоких духовных материй в социальное бытие человека, ступенью, на которой каждый человек может присвоить, «приватизировать» возможности, содержащиеся в фундаментальных духовных началах, уходящих корнями в трансценденцию.
Причем, повторюсь, только на ступени права, будучи представленными в правовой материи указанные начала становятся доступными всем в равной мере.
Именно поэтому право является универсальным феноменом.
Одновременно этот процесс «нисхождения» Свободы.
Справедливости, Равенства, Гуманизма (Милости) в равной степени ко всем людям есть процесс восхождения права к самому себе, путь от незрелых своих форм права сильного, права власти, права государства^к зрелой форме гуманистического права, или по другой терминологии от сословного и формального права к праву социальному.^ Этот же процесс следует связать с идеей ^ Типология права С.С.
Алексеева.
См.: Алексеев С.С.
Философия права.
С.
72.
^ См.: Лейст О.Э.
Сущность и исторические типы права.//Вестник Моск.
Ун-та.
Серия 11.
Поаво.
1992.
С.
4 и далее.
правового прогресса.
В то же время развитое, гуманистическое право (или стремящееся, развивающееся по этому пути) должно осмысливаться в правосознании, теории и философии права.
Это осмысление должно происходить в реляция к Абсолютному.
Указанный процесс «нисхождения-восхождения» есть необходимое условие саморазвития правовой материи, ее самоидентификации.
Постоянное соотнесение с нравственными абсолютами нисколько не размывает границы права и отнюдь не подменяет право моралью, а является необходимым условием сохранения правом своего «лица», атрибутивного свойства универсального и эффективного нормативноценностного регулятора.
§ 2.
Свобода в праве.
Право, и мораль являют собой специфические формы воплощения, претворения свободы в общественном бытии, формы соединения свободы индивидуальной, групповой и общественной.
Переведем философские представления о свободе как нравственной ценности в плоскость исследования свободы в праве.
История права представляет собой противоречивый, мучительный и подчас трагичный процесс осмысления и претворения идеи свободы, ее нормативного ограничения и организации социальной жизни на принципах свободы.
Свобода, как субстанция человеческого бытия, преломляясь в правовой форме, получает в своеобразное воплощение.
Право и свобода человека неразделимы.
Неотчуждаемость свободы человека это неотчуждаемость такого универсального качества личности, в котором заключена и ее абсолютная ценность.
Главное и самое существенное в содержании права составляет свобода.
Идея права рассматривается Гегелем как идея свободы: «Право есть вообще свобода как идея».
«Идея права есть свобода».’’ «Свобода есть необходимый субстрат, или подлежащее права», с определенностью утверждал В.
Соловьев.
«Отнимите свободу, и право становится своим противоположным, т.е.
насилием», продолжал он.^ Эти же идеи проводили в своих работах Б.П.
Вышеславцев, Г.Д.
Гурвич, И.А.
Ильин, Б.
Кистяковский, Н.
Коркунов, П.И.
^ Гегель Г В.
Философия права.
М.
1990.
С.
89, 59.
^ Соловев Вл.
Предварительные замечания о праве вообще./ Власть и право.
М.
1990.
С 99 Новгородцев, Е.Н.
Трубецкой.^ Б.Н.
Чичерин определяя1сгправо как «взаимное ограничение свободы лиц», считал, что «в самом зародыше отношений право уже является выражением свободы».^ Свобода в качестве сути философского обоснования права стала выступать, начиная с эпохи Просвещения.
«Свобода единственный религиозный свод нового времени», писал Э.
Ренан.^ «Свобода заключается в том, чтобы делать все

[стр.,92]

выступает всеобщей и исторически первой духовной основой ориентации человека в социуме.
Этизация правовой действительности (как и любой социальной) неизбежна.
Мораль и ее ценности универсальны, мораль надличностна, фундаментальна.
Моральные ценности самодостаточны, не подчинены ничему, ни политике, ни науке, ни праву.
Мораль автономна.

Ее нельзя превращать в политику или в право.
Ее предписания обладают естественной побудительностью.

Моральные ценности не фундируется рациональностью.
Мораль целеполагающа, самодостаточна, самодовлеюща.
Бессознательность, иррациональность есть неустранимый момент нравственности.
Универсальность этического измерения выражается, в частности в том, что оно является духовной
основой ориентации человека в социальной среде, а, значит, этизация интересов наблюдается абсолютно во всех сферах человеческой жизни.
В силу этого нравственность можно расценивать как неизбежное условие формирования и даже органическую ценностную составляющую права
во всех его проявлениях.
Нравственность можно представить а) как систему норм б) как систему ценностей: добро, долг, совесть, свобода и необходимость, ответственность, добродетель, счастье, удовольствие, польза, справедливость, равенство, милосердие, прощение, самоотречение, жертвенность, альтруизм, совершенствование, любовь к врагам, духовность и т.д.
Среди них есть ценности, составляющие аксиологический центр, ценностное ядро мироздания, вселенские ценности, которые призваны воплощать в разной мере и в присущих им Формах не только нравственность, но и право, государство,
политика, наука, информационные технологии и т.д.
Это свобода, справедливость, равенство,
гуманизм.
Нравственно-правовые ценности проявляются в виде идей, идеалов,
целей, принципов, норм.
Это своеобразные ступеньки нисхождения духовных ценностей в социальную реальность, формы, способы присвоения ценностей обществом и человеком.
Действительное различие между правовыми и нравственными ценностями уходят в глубины личностного метафизического выбора людей.
Право является как бы ступенью нисхождения высоких духовных материй в социальное бытие человека, ступенью, на которой каждый человек
может присвоить, «приватизировать» возможности, содержащиеся в фундаментальных духовных началах, уходящих корнями в трансценденцию.
Причем, повторюсь, только на ступени права, будучи представленными в правовой материи указанные начала становятся доступными всем в равной мере.
Именно поэтому право является универсальным феноменом.
Одновременно этот процесс «нисхождения» Свободы.
Справедливости, Равенства, Гуманизма в равной степени ко всем людям есть процесс восхождения права к самому себе, путь от незрелых своих форм права сильного, права власти, права государства к зрелой форме гуманистического права, или по другой терминологии от сословного и формального права к праву социальному.
Этот же процесс следует связать с идеей правового професса.
Ценность права высока, но не абсолютна.
Признанный в сфере социальной психологии «эффект снесения» имеет значение и для объяснения правовой реальности.
Сопротивление социальной среды, противоборство сил, стремлений, интересов, потребностей приводит к тому, что человек (общество) всегда реально достигают меньшего результата по отношению к цели, которая достигалась.
Поэтому идеи, идеалы, превращенные в социальные цели, должны иметь более высокий, чем просто социальные идеалы статус, а именно духовно-ценностный.
Различие нравственных и правовых ценностей фиксируется на уровне простого рационального (интеллектуального) признания правовых ценностей и глубокого проникновения, погружения, переживания ценностей нравственных.
Естественное право есть результат «встречи», взаимопроникновения нравственности, права и их носителя человека, соединения человеческой и нравственно-правовой природы ценностей.
Однако естественное право имеет нравственно-правовую природу (и как следствие юридическое значение) в силу того, что наличествует глубокое различие в восприятии человеком нравственных и правовых ценностей.
Психологический подход к изучаемым явлениям позволяет обнаружить, что нравственные ценности переживаются, прежде всего как благо для других, а правовые ценности благо для себя.
Золотое правило нравственности, воспринимаемое как метод нормативного исследования, позволяет усвоить содержание и критерии ценностных критериев поведения.
Воспринимаемое в качестве метода, оно служит подтверждением ценностного единства нравственности и права.
Следует признать, что нравственноправовые ценности соотносятся по принципу взаимной дополнительности.
t s

[Back]