Проверяемый текст
Мишина, Ирина Дмитриевна; Нравственные ценности в праве (Диссертация 1999)
[стр. 67]

ценности, обусловившие цели субъекта активности, признаны актом свободной воли.
В'этом условие вменения, свободы, ответственности.

Бытие построено; иерархично.
Свобода включает в себя необходимость.

Воздействие
высших субстанцийна низшие будет носить причинный характер, воздействие же высших субстанций на низшие будет носить характер целесообразной деятельности, причем, низшие субстанции будут играть роль средства по; отношению к целям.
Позитивная свобода в снятом виде содержит в себе свободу негативную.

Моральный закон,.содержащий; запреты и обязанности, признаваемый разумом и-свободной волей, является средством
восприятия, и приобретения субъектом; навыка, выбора, в;пользу высших ценностей: Наличествующий в подсознании механизм противодействия; любым: внешним; императивам, и нравственным,и; правовым, можно преодолеть путем воздействия на сознание и подсознание * воображения^ сублимирующего к высшим нравственно-правовым ценностям.
Свобода тесно связана со справедливостью.
Справедливость.это всеобщее мировое:начало,* имеющее социальный,, этический, экономический,
правовой аспекты.
Справедливость, как и мораль,.
в природе человеческой, ее нормы устойчивы и вечны.
Можно выделить в справедливоститри элемента: ценность, которая является ее основанием, норму, которая
йе проводит, акт, которым она осуществляется.
Два’ последних элемента — менее важны — "могут подчиняться требованиям* разума.
От действия мы можем требовать, чтобы оно
подчинилось норме.
Ценности нельзя подчинить какому-либо рациональному критерию.
Справедливость есть ценность, не фундируемая рационально.
Она выражается в виде идей, представлений,
чувств; идеалов, принципов, норм: В качестве первичной и наиболее глубокой предпосылки предполагает не идею равенства, а идею? ценностной; иерархии; предметно* обоснованного неравенства, равенство является одним из компонентов справедливости.
Справедливость это признание•некоторой
фундаментальной симметрии во взаимоотношениях людей; и особенно там, где речь идет о распределении 67
[стр. 33]

высшее и большее духовный мир).
Здесь открывается сфера сознательноцелесообразного действия, называемая сферой свободы.
Она имеет собственную, автономную обусловленность, не нарушающую низших детерминаций природной необходимости.
С.А.
Левицкий пишет: «Категория цели и средства невыводима из причинности, хотя и предполагает наличие причинности как материала своего применения».^ Итак, причинная необходимость является необходимым условием возможности свободы.
Если бы природа действовала свободно и произвольно, человек окончательно потерял бы свободу действия, он стал бы рабом случая.
Следовательно, свободная воля, направленная к цели, возможна лишь в мире, который причинно детерминирован.
Свободная целесообразность предполагает и содержит в себе природную необходимость, но не наоборот.
Природная необходимость индифферентна ко всяким целям и желаниям человека, она может в равной степени служить противоположным целям, и не служить никаким.
Наоборот, свободная целесообразность не индифферентна по отношению к природной необходимости, так как она достигает своих целей помощи причинных.
Свободная целесообразность представляет собой такую высшую форму бытия, которая предполагает и содержит в себе низшую ступень природной необходимости, как свою материю.
Бытие построено иерархично.
Свобода включает в себя необходимость.

Вот как об этом пишет С.А.
Левицкий.
«Беря проблему в ее иерархическом срезе, можно сказать, что воздействие низших субстанций на высшие будет носить причинный характер (с учетом поправки на своеобразие высших субстанций, является предметом воздействия низших).
Воздействие же высших субстанций на низшие будет носить характер целесообразной деятельности, причем низшие субстанции будут играть роль средства по отношению к целям
высшей субстанции.
Причинность сублимируется в целесообразность, если ^ Левицкий С.А.
Трагедия свободы.
С.
58.
деятельность определяется не позадилежащей причиной, но впереди предносящейся целью».^ Таким образом, превращение причинной детерминации в целевую освобождает субъекта от безраздельной власти причинности причинность сама становится материалом для утверждения свободы.
Детерминирован ли выбор цели? Да.
Но это необходимость должного, а не сущего; это необходимость обращения к свободе, ибо только к свободному субъекту может быть обращено долженствование.
В основе каждой постановки цели ле>ю1т суждение о ценности.
Выбор цели детерминируется рангом ценности.
«Свободная личность есть не только сознание цели и средств, это пре>еде всего познание системы ценностей и энергия воли, направленной на их осуществление», считает Б.П.
Вышеславцев.^ Ценность первичнее цели, мы выбираем цель в соответствии с постигаемой нами ценностью.
Таким образом в целесообразности осуществляется свобода.
Особое соотношение ступеней бытия создает особую иерархию бытия: биологическое бытие включает и содержит в себе физико-химическое но не наоборот.
Психическое бытие предполагает и в таком смысле включает биологическое, социальное, наконец, духовное бытие свободной личности предполагает в себе ее психику и организм.
Дух не индифферентен к телесной жизни.
«Дух», по мнению Б.П.
Вышеславцева, означает особую ступень бытия, которая не должна отрицаться никаким материализмом, которая имеет свою детерминацию, закономерность, выразимую в особых категориях, не встречающихся в природе и в науке о природе.^ Если человек не обладает свободой, он не может быть субъектом поступка, к которому применимы моральные оценки.
Такой человек действует не по своей воле, а по внешнему принуждению, а его внутреннее ощущение осуществленного ценностного выбора является лишь иллюзией.
Тогда надо говорить не о ценностях, которым можно последовать, либо по собственной воле отказаться следовать, но о механизмах, обусловливающих поведение человека.
^ Левицкий С.А.
Указ.раб.
С.
61,86,121.
^ Там же.
С.
185.
’ Вышеславцев Б.П.
Вечное в русской философии.
/Этика преображенного Эроса.
М.
1994 П 187 Моральный закон использует обязывания и запреты тольшмприменительно к начальному уровню развития человека для его воспитания и интериоризации.
Для зрелого человека моральный закон не сводится к категорическому императиву, но учит различать добро и зло.
Реализация высших ценностей подразумевает сознательную рациональную интерпретацию ка>кдой конкретной ситуации.
Поэтому свобода это свободное ориентирование в этом мире, а несвобода утрата этой способности.


[стр.,38]

иную природу долженствование.
Противоречия на этом уровне свободы снимаются, сублимируются высшими ценностями, выбираемыми субъектом актом свободной воли, свободного целеполагания.
4.
i 5.
Истинная, творческая свобода имеет другой тип детерминации, чем в природном мире.
Это связь долженствования, но она существует лишь в том случае, если ценности, обусловившие цели субъекта активности, признаны актом свободной воли.
В этом условие вменения, свободы, ответственности.

6.
7.
Бытие построено иерархично.
Свобода включает в себя необходимость.
Воздействие
низших субстанций на высшие будет носить причинный характер, воздействие же высших субстанций на низшие будет носить характер целесообразной 8.
^ См.: Гартман Н.
Краткая философская энциклопедия.
М.1994.
С.
88.
деятельности, причем низшие субстанции будут ифать роль средства по отношению к целям.
1.
Позитивная свобода в снятом виде содержит в себе свободу негативную.

2.
3.
Моральный закон, содержащий запреты и обязанности, признаваемый разумом и свободной волей является средством
воспитания и приобретения субъектом навыка выбора в пользу высших ценностей.
4.
5.
Наличествующий в подсознании механизм противодействия любым внешним императивам, и нравственным и правовым, можно преодолеть путем воздействия на сознание и подсознание воображения, сублимирующего к высшим нравственноправовым ценностям.

6.
§ 3.
Справедливость и равенство как категории нравственности Справедливость есть важнейшая нравственная идея, категория общественного сознания, идеал, принцип, критерий, оценка, норма, чувство, мотив поведения, движущая сила развития обществ, общечеловеческая, вселенская ценность.
Справедливость, утверждает Прудон, есть ось общества, первое и последнее основание вселенной.^ Однако, по словам И.
Канта, «человек естественной простоты очень рано обретает чувство справедливости, но очень поздно или вообще не обретает понятия справедливости».® Поэтому проблемы справедливости как ценности нравственности и права должно заново поднимать каждое поколение.
Древняя формула справедливости гласит: alteram поп laedere, suum ciugue tribuere.
Вдумываясь в содержание этой формулы нельзя не видеть, что справедливость мыслится, как некоторый порядок отношений, в котором каждому члену принадлежит свое место и калодому причитается то, что ему принадлежит.
Идея такого порядка мыслится как некоторая целостность, как органическая связь.
Справедливый порядок есть идеальный организм.
В нем каждый член, имея ^ Арнольд В.И.
Теория катастроф.
М.
1990.
С.
30.
Лесков Л.В.
Регулируемое развитие России: принцип хрупкости хорошего.Юбщественные науки и современность.
1997.
№ 1.
С.
142.
^ Биктасов O.K.
Идея справедливости: к истории ее происхождения и развития./Правоохранительная деятельность и правовое государство.
СПб.
1994.
С.
32.
® Кант И Плч в 6 т М 1965 Т 4 Ц 7 С 436 причитающееся ему, состоит в отношениях со всеми другими членами, связан с ними органической связью.
Ленин В.И.
писал: «Для нас справедливость подчинена интересам свержения капитализма».^ Невозможно «подчинять» справедливость, превращать ее из цели в средство для достижения цели.
Ее следует добиваться и в экономике, и в политике, и в праве.
Поэтому заслуживает большего внимания высказывание Ленина о необходимости «знания всех тех богатств, которые выработало человечество», о традиционных общечеловеческих суждениях, состоящих из «элементарных, веками известных, тысячелетиями повторяющихся во всех прописях правил общежития», которые составляют сущность справедливости.^

[стр.,93]

Ш Категория свободы сводится к свободе выбора или выводится из категории необходимости, однако сама свобода не подвергается достаточно серьезному анализу.
Поэтому утрачивается также философский фундамент, на котором базируются права и свободы личности, юридическая ответственность, правовая активность, функции права.
Представляется очевидным, что человеческая субстанциональная природа не может быть основой свободы.
Наоборот, всякая природа есть порождение свободы.
Акт свободы первичен и вполне иррационален.
Рациональное понимание свободы есть уподобление ее явлениям природы.
Мир детерминированный, физической, психической причинности есть уже вторичный мир, порояодение свободы.
Не свобода есть результат необходимости, а необходимость есть результат свободы.
Свобода предшествует бытию, она есть субстанция человеческого бытия.
Свобода коренится в духовном измерении бытия, как бы «прорастая» на уровни бытия психического, социального, материального.
Ступени свободы: хаос, отрицательная свобода (свобода от) космос, положительная свобода (для),духовная свобода, свобода творчества(высшая ступень, детерминирована высшими ценностями).
Между хаосом и свободой творчества лежит мир причинной детерминированности, снимаемый, сублимирумый высшими ценностями, выбираемыми субъектом актом свободной воли, свободного целеполагания.
Истинная, творческая свобода имеет другой тип детерминации, чем в природном мире.
Это связь долженствования, но она существует лишь в том случав, если ценности, обусловившие цели субъекта активности, признаны актом свободной воли.
В этом условие вменения, свободы, ответственности.
Бытие построено иерархично.
Свобода включает в себя необходимость.
Воздействие
низших субстанций на высшие будет носить причинный характер, воздействие же высших субстанций на низшие будет носить характер целесообразной деятельности, причем низшие субстанции будут играть роль средства по отношению к целям.
Позитивная свобода в снятом виде содержит в себе свободу негативную.
Моральный закон, содержащий запреты и обязанности, признаваемый разумом и свободной волей является средством
воспитания и приобретения субъектом навыка выбора в пользу высших ценностей.
Наличествующий в подсознании механизм противодействия любым внешним императивам, и нравственным и правовым, можно преодолеть путем воздействия на сознание и подсознание воображения, сублимирующего к высшим нравственноправовым ценностям.
Свобода тесно связана со справедливостью.
Справедливость это всеобщее мировое начало, имеющее социальный, этический, экономический,
политический, правовые аспекты.
Справедливость, как и ^ мораль, в природе человеческой, ее нормы устойчивы и вечны.
Можно выделить в справедливости три элемента: ценность, которая является ее основанием, норму, которая
ее проводит, акт, которым она осуществляется.
Два последних элемента менее важные могут подчиняться требованиям разума.
От действия мы можем требовать, чтобы оно
подчинялось норме.
Ценности нельзя подчинить какому-либо рациональному критерию: Справедливость есть ценность, не фундируемая рационально.
Она выражается в виде идей, представлений,
чувства, идеалов,) i принципов, норм, в качестве первичной и наиболее глубокой предпосылки предполагает не идею равенства, а идею ценностной иерархии, предметно обоснованного неравенства, равенство является одним из компонентов справедливости.
Справедливость это признание
некоторой фундаментальнрй симметрии во ^взаимоотношениях людей, и особенно там, где речь идет о распределении дефицитных благ.
Эта симметрия заключается не только в признании всех равными, но и в признании того, что случаи асимметрии надо выправлять.
Выведение справедливости из социальных или экономических отношений есть методологическая ошибка редукционизма.
Справедливость это отношение, прежде всего, к сверхличным духовным, нравственным ценностям, акт признания этих ценностей.
Сосуществование реализованных ценностей на почве общего взаимного признания и есть порядок общественной справедливости, служащий основой для идеи права.
Свобода в праве есть уровень свободы, лежащий между хаосом, свободой произвола и творческой духовной свободой, свобода в праве, таким образом, создает необходимые и достаточные условия для преображения хаоса в социальное и индивидуальное пространство упорядоченности, пространство, в котором возможна позитивная инициатива, восхождение к высоким идеалам человечества гражданскому обществу, правовому государству.
Свобода в праве связана с необходимостью и ответственностью, а также со справедливостью и равенством.
Эти нравственно

[Back]